Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx184.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г.о. Электросталь

МДОУ №38 «детский сад компенсирующего вида»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «ОТКУДА  ВЗЯЛСЯ  ХЛЕБ»

                                                                Составила и провела

                                                                Учитель-логопед

                                                                Солодко О.В.

                                                                Октябрь 2012г

Электросталь 2012 г

Цели:                                                                                                                                             - расширение словарного запаса;                                                                                                                     - упражнять детей в подборе родственных слов;                                                            - упражнять детей в подборе прилагательных к существительному;                                                                             - учить краткому пересказу текста с опорой на план-схему;                                                         - развивать ориентирование в пространстве;                                                                          - закрепить понятия «сначала», «после»;                                                                           - развивать логическое мышление;                                                                                 - упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах;

Оборудование.

Демонстрационный материал:                                                                                                                                                                                       - иллюстрации с изображением поля вспаханного; с поспевшей рожью;                 - иллюстрации с изображением крестьянской семьи;                                                     - иллюстрации с изображением серпа и цепи;                                                                          - пшеничные колосья;                                                                                                               - зерна пшеницы;                                                                                                                             - мука;                                                                                                                                                 - карточки-схемы (смотри приложение);

Раздаточный материал:

- лист бумаги формат А5;

- цветные карандаши;

Предварительная работа:                                                                                                      Беседа с детьми на тему «откуда пришел хлеб»,  рассматривание иллюстраций с изображением современных комбайнов, уточнение названий профессий людей участвующих в процессе получения хлеба, заучивание двустишья.

 Выше пояса рожь зернистая                                                                                                       Дремлет колосом почти до земли.

Объяснение пословицы: «Хлеб – всему голова».

Ход

   Организационный момент.

Логопед: -  Послушайте и отгадайте загадку.                                         Отгадать легко и быстро:                                                                        Мягкий, пышный и душистый,                                                                   Он и черный, он и белый,                                                                             А бывает подгорелый.    (Хлеб)

  Основная часть.

1. Логопед:  Что сказано о хлебе в загадке, каким бывает хлеб?                                                 - Каким по форме может быть хлеб?                                                                                   Дети: Черный хлеб может быть круглым, прямоугольным, а белый хлеб может быть еще и овальным.

2. Логопед: Какую пословицу о хлебе вы уже знаете?                                    Дети: Хлеб – всему голова.                                                                 Логопед: Как вы понимаете пословицу: «Хлеб – батюшка, водица – матушка»?                                                                                                                           Дети: Хлеб и вода на столе - самые главные.                                                         3. Логопед: Подберите родственные слова к слову хлеб.                               Посуда для хлеба - … (хлебница).                                                               Запах хлеба - … (хлебный).                                                                 Назовите хлеб ласково - … (хлебушек).                                                 Твердый сухой хлеб из твердых сортов пшеницы - … (хлебцы).                              4. Логопед: Закончите предложения словом «хлеб».

Я знаю пословицу о … (хлебе).

Мама купила пшеничный … (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

У меня дома нет … (хлеба).

5.  Логопед:  Сегодня вы узнаете, как трудились люди в полях, когда еще не было комбайнов. Послушайте рассказ: «Откуда взялся хлеб?».                                Первичное восприятие текста (с одновременным выставлением карточек-схем).

                                  Откуда взялся хлеб?

    Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. Еще раньше вспахал он его (№1), взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. Долго ходил он, наконец, засеял все поле (№2)…

   Вот пришла зима. Было холодно. Петя сидел в избе. Редко когда удавалось ему надеть сестрин полушубок и валенки и выбежать на улицу.

   Долго тянулась зима, но все же кончилась. Наступила весна. Петя бегал по полям, видел, как на той полосе, где осенью сеял отец, зазеленелась рожь. За лето рожь выросла, выпустила и налила колос и пожелтела (№3). Пришло время жнитва. Отец и мать с раннего утра уходили в поле. Петя часто бегал в поле, носил им обедать. Он видел, как они жали рожь серпам, связывали в снопы, а снопы складывали один на другой в копны. Вот тяжелые снопы покрыли все поле.                                                                                          

  Отец запряг лошадь и говорит Пете: - Поедем, сынок, привезем с поля хлебушек. Привезли снопы в овин, высушили их и стали молотить. Намолотили много зерен. Отец стал подкидывать их лопаткой. Ветер далеко относил мякину и всякий сор, а тяжелые семена падали в одну кучку. Потом отец повез зерна на мельницу (№4) и Петю взял с собой. Тут Петя увидел, как из этих зерен получилась мука (№5). Привезли муку домой, и мать Пети из свежей муки замесила лепешки, испекла в печке (№6). Вкусные вышли лепешки (№7)!

6. Вопросы по тексту (с опорой на схемы).

- Что сначала сделал Петин отец? (Сначала Петин отец вспахал поле).                     – Что он сделал потом?  (Потом он посеял зерна).                                                      -  Что такое колос? (Созревшие зерна пшеницы или ржи). Демонстрация колосьев, объяснение значения слова «снопы».                                                        – Чем раньше на Руси жали рожь? (Серпом). Демонстрация иллюстрации.            – Рожь молотили цепами (Демонстрация иллюстрации).                                              – Куда везут очищенное зерно? (Зерно везут на мельницу).                                      – Что получают на мельнице из зерна? (На мельнице делают муку).                       – Что делают из муки? (Из муки делают тесто).                                                             – Где выпекают тесто? (Тесто выпекают в печке).                                                           – Что получается из теста? (Из теста получается хлеб).                                                  – Так откуда пришел хлеб? (Хлеб пришел с поля).

7. Повторное восприятие текста. Детям предлагается выйти из-за столов и демонстрировать описываемые в рассказе действия (Динамическая часть занятия).

8. Логопед: Сегодня вы научитесь выделять главную мысль рассказа. Скажите, что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?

Работа по цепочке (с опорой на схемы).

Дети: Вспахать землю, посеять зерно, собрать урожай, намолоть муку, замесить тесто, испечь хлеб.

Логопед: Возьмите бумагу и карандаши, нарисуйте план вашего рассказа.

9. Заслушивание 3-4 рассказов.

Итог.

 Логопед: Что нового вы сегодня узнали?

Положительная оценка деятельности детей.

                         Хлеб ржаной, батоны, булки

                         Не добудешь на прогулке.

                         Люди хлеб в полях лелеют,

                         Сил для хлеба не жалеют.

Приложения

 Схема №1

Схема №2

Схема №3

Схема №4

Схема №5

Схема №6                                              Схема№7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

В данном материале содержатся дидактические, подвижные, речевые игры, беседа с детьми, загадки, продуктивная деятельность и стихи. Всё это позволяет не только закрепить знания детей о транспорте, прав...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации....