Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В данном материале содержатся дидактические, подвижные, речевые игры, беседа с детьми, загадки, продуктивная деятельность и стихи. Всё это позволяет не только закрепить знания детей о транспорте, правилах дорожного движения, но и с помощью игровых ситуаций развивать связную, диалогическую речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

Подготовила воспитатель Ероменко Е. В.    МДОУ д.с.№97, Г. Рыбинск

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения

Образовательные задачи:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действия, которые  они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

Развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;  

-  развивать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;                                                

  - воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: ТСО, план местности для игры с машинкой (на каждого ребёнка), мяч, дидактические карточки «Дорожные знаки», три сигнала светофора, материал для изготовления дидактической игры, ножницы, файлы, подарки детям - раскраски дорожных знаков, фломастеры, мягкая игрушка- Кротёнок, письмо с загадками, презентация.

        Перед началом занятия даю детям возможность отвлечься от игровой деятельности, читаю стихотворение, выполняю движения совместно с детьми.

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперёд, пальцы, как солнечные лучики)

Делиться счастьем и добром (руки в стороны).

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу...» по дороге на машине, на тракторе, в автобусе, по морю — на корабле, яхте, катере, по воздуху — на самолете, вертолете, на воздушном шаре ит.д.

Раздаётся стук в дверь, воспитатель вносит игрушечного крота, который живёт в метро, его зовут Метроша. Крот передаёт письмо воспитателю, в нём загадки.        

«Отгадай загадку»

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)                                                                

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)

Какие красавцы,
Всегда и везде,
На суше родятся –
Живут на воде?
(Корабль). Метроша хвалит детей.

2. Основная часть занятия       Беседа о видах транспорта

-Ребята, посмотрите на экран, и скажите, какие виды транспорта вы знаете?

(Слайд 1 – небо, дорога, море, подземелье)

Почему этот транспорт мы называем наземным? слайд 2) подземным? (слайд 3) водным? (слайд 4) воздушным? (слайд 5)

 Какие виды наземного транспорта вы знаете? (грузовой, пассажирский, специальный) – (Слайд 6)

Изготовление игры для малышей «Разрезные картинки». На столах лежат картинки с нарисованными пунктирными линиями, ножницы, конверты.

Дидактическая игра «Один - много». 

 Дети встают в круг Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн.ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры: 1- автобус, 2-грузовик, 3-яхта,4- корабль,5- вездеход,6- поезд,7- машина, 8-троллейбус, 9-лодка,10- электричка, 11-телега, 12 -аэростат, 13-велосипед, 14-трактор,15-такси.16-паром,17- самокат,18-трамвай,19-дирижабль,20-квадрацикл,21-катамаран.

Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. 

 

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Динамическая пауза «Едем, едем на машине…».  

Едем, едем на машине,                  Имитируют движения рулём.                                                                                                      

Нажимаем на педаль.                     Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем,                «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль.   Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли.          Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

                                                                                                                раскрывают.            

Вправо, влево. Чистота!               Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер.                 Над головой шевелят пальцами.

Мы -  шофёры хоть куда!          Поднимают вверх большой палец руки.                        2

- Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)

Слайд 7

-Сколько сигналов у светофора?

- Что они обозначают?

Стихотворение про светофор (читает подготовленный ребёнок)

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперед дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

«К переходу будь готов!

На зеленый свет – вперед!

Путь свободен пешеход».

Игра малой подвижности «Светофор».   

 

Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).

  Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).

  Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).

    Красный свет, вы стоите неподвижно. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

 Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками. Сопровождается презентацией.

 (На столах у детей схема движения грузовика и маленькая игрушечная машинка).

Ехали мы, ехали, до горки (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы
(доехали),
Яму
(объехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки
(доехали),
Мост
(переехали) и дальше (поехали).
От моста
(отъехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома
(доехали),
Во двор
(заехали), вот и (приехали).        

Игра на развитие речевого дыхания и голоса.

- Какой звук издает шина, когда выходит воздух?

Дети произносят звук ш-ш-ш-ш.       (приседают на корточки)

- Какой звук издает насос?

Дети произносят звук с-с-с-с.       (наклон вправо –влево, возвращаясь в и.п.)

- Дети, вы знаете правила дорожного движения?

Игра «Слушай внимательно»

И проспекты, и бульвары

       Всюду улицы шумны

         Проходи по тротуару

         Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу - Запрещается!

Быть примерным пешеходом - Разрешается!

Если едешь ты в трамвае

          И вокруг тебя народ,

                   Не толкаясь, не зевая

                   Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем» как известно - Запрещается!

Уступать старушке место - Разрешается!

Если ты гуляешь просто

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток осторожно проходи.

Переход на красном свете - Запрещается!

При зеленом - даже детям - Разрешается!

Всех расталкивать, кричать. Запрещается!

А тихонечко стоять - Разрешается!

Брать мороженое в автобус,- Запрещается!

 -Дети, что помогает движению автомобилей и пешеходов на улицах кроме светофора? (дорожные знаки).

- Проводится игра «Как дорожные знаки помогают пешеходам». Дети делятся на команды, член команды рассказывает о знаке.

-Кто регулирует движение, стоя на проезжей части, на перекрёстке? (регулировщик, сотрудник ДПС), показ слайда.

3. Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили?

- Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный).

-Назовите виды наземного транспорта?

-Нужно ли соблюдать ПДД?

-Что понравилось больше всего?

-О чём ещё хотите узнать?

Молодцы, хорошо занимались! Награждаю вас раскрасками.

Крот берёт игру для малышей и прощается с детьми.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...