Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Шуматбаева Светлана Витальевна

    Конспект занятия по развитию связной речи

    Составление рассказа

    «Собака-санитар»

    по серии сюжетных картин

    (подготовительная к школе группа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovyy_sobaka-sanitar.docx29.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

    Детский сад №20 городского округа город Октябрьский

    Республика Башкортостан

    Конспект занятия по развитию связной речи

    Составление рассказа

    «Собака-санитар»

    по серии сюжетных картин

    (подготовительная к школе группа)

    Подготовила:

    воспитатель высшей категории

    Шуматбаева Светлана Витальевна

    2017 – 2018 учебный год.

    Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.

    Задачи:

    образовательная:

    - формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

    развивающие:

    - активизировать и расширять словарь по теме,

    - развивать долговременную память,

    - закреплять знания детей о военных профессиях,

    - развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию,

    - развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки,

    - расширять знания детей о мужестве людей во время войны.

    воспитательная:

     воспитывать:

    - чувство гордости за свою Родину, ее героическое прошлое, настоящее и будущее.

     - уважение к подвигу бойцов, санитаров и служебных собак во время ВОВ.

    Оборудование:

    - серия сюжетных картин «Собака-санитар»,

    - проектор,

    - экран,

    - ноутбук,

    -разрезная картина.

    Словарная работа:

    - Танкисты,

    - моряки,

    - летчики,

    - пограничники,

    - артиллеристы,

    - пехотинцы,

    - ракетчики,

    - санитары,

    - госпиталь.

    Предварительная работа:

    - беседы о войне,

    - чтение литературных произведений:                  

    -  С.  Алексеев «Первая колона»,

    - А. Митяев «Мешок овсянки»,

    -  Льва Кассиля «Сестра»,

    - Сергея Алексеева «Мишка»,

    - Анатолия Митяева «Почему армия родная», «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному,

    - лепка по теме «Пограничник с собакой»,

    - посещение интерактивного музея «Кукла в военной форме» МАДОУ Детский сад № 20 .

    На экране изображение мирной счастливой жизни.

    Дети приветствуют гостей, встают в полукруг.

    - Встаньте красиво, выпрямите спину, плечи слегка отведите назад. Дети, какое сегодня у вас настроение? А почему?

    Ответы детей.

    - И у меня сегодня хорошее настроение. Предлагаю вам поделиться своим прекрасным настроением с нашими гостями! Соберите свое настроение в ладошку и подуйте на неё…

    Дети выполняют.

    - Мы с вами родились и живем в мирное, счастливое время.                                                                             -  Как вы считаете, что такое мир?  

    Ответы детей

    Дети: Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез.                                          Мир – это когда не гремят пушки…                                                                                                     Мир - это когда в небе ярко светит солнце…                                                                                           Мир – это когда мама и папа рядом…                                                                                                        Мир – это счастливые дети…                                                                                                                    Мир – это когда все люди улыбаются, поют песни…                                                                      Мир - это когда строятся новые дома, города…                                                                                  Мир –это жизнь без войны;                                                                                                                  Мир – лучшее, что есть на земле;                                                                                                                     Мир – это счастье на земле.

    - Как вы думаете, кто заботится о том, чтобы у вас было мирное и счастливое детство?

    Ответы детей.

    - Я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Бойцы – молодцы», она поможет настроиться на работу!

    Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

    Пальцы эти — все бойцы,  

    Удалые молодцы.

    Два — больших и крепких малых

    И солдат в боях бывалых,

    Два — гвардейца-храбреца,    

    Два — сметливых молодца,

    Два — героя безымянных,  

    Но в работе очень рьяных,

    Два мизинца-коротышки —          Очень славные мальчишки!

    Один, два, три, четыре, пять —  

    Будем молодцев считать. (2 раза)

    Пальцы встали дружно в ряд —          

    Десять крепеньких солдат.              

    Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

    Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

    Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

    Показывают указательные пальцы

    Показывают средние пальцы

    Показывают безымянные пальцы

    Показывают мизинцы

    Поочередно считают пальцы на левой руке,                                                                                                                        

    Начиная с мизинца, затем на правой

    Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

    Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

    В процессе выполнения пальчиковой гимнастики воспитатель следит за точностью выполнения и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    -Дети, скажите, пожалуйста, какой приближается праздник?

    Ответы детей.

    На экране иллюстрация «День Победы»

    - Правильно, 9 мая - День Победы. 

    На экране иллюстрация с изображением военных разных видов войск.

    А знаете ли вы, как называют тех солдат, которые служат:

    В танковых войсках — ...

    Ответы детей

    В море несут службу - ...

    Ответы детей

    В воздухе охраняют Родину — ...

    Ответы детей

    На границе - ...

    Ответы детей

    В артиллерии служат (кто?) —

    Ответы детей

    В пехоте — ...

    Ответы детей

    В ракетных войсках — …

    Ответы детей

    В процессе беседы воспитатель добивается полных ответов и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    - Как много разных военных профессий! Наша страна огромна, и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле.

    Воспитатель объявляет тему занятия.

    На экране иллюстрация с изображением военного санитара.

    Дети, а вы знаете, что с любым из этих солдат: и с танкистом, и с моряком, и с пехотинцем, в военное время может случиться беда: они могут получить ранение. И тогда к ним на помощь приходят люди еще одной военной профессии: санитары. Они помогают раненым: оказывают первую помощь прямо на месте или выносят с поля боя, если такая возможность есть, и отправляют в специальную больницу для военных - госпиталь. Обычно, санитарами во время войны были женщины, как в рассказе Льва Кассиля «Сестра».

    На экране иллюстрация с изображением служебной собаки.

    Но иногда санитарами становились собаки: под пулями они искали раненых и приводили помощь. Вот об одной такой собаке мы с вами сегодня и будем составлять рассказ.

    Работа с сюжетными картинками

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картинок «Собака – санитар».

    В процессе беседы воспитатель добивается полных ответов и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    - Посмотрите внимательно на картинки, как вы думаете, в какое время могла произойти эта история: мирное или военное?

    Ответы детей.

    - О ком хотел рассказать художник?

    Ответы детей.

    - Рассмотрите первую картинку. Кто изображён на ней?

    Ответы детей.

    - Что произошло с солдатом?

    Ответы детей.

    -А теперь подумайте и скажите, что делал солдат до того момента, что нарисовал художник?

    Ответы детей.

    - Рассмотрите вторую картинку. Кто изображён на ней?

    Ответы детей.

    - Кто пришел на помощь солдату?

    Ответы детей.

    - Что у собаки было на спине?

    Ответы детей.

    - Что могло лежать в сумке?

    Ответы детей.

    -Что сделал раненный солдат?

    Ответы детей.

    - Во время войны таких собак называли санитарными. Рассмотрите третью картинку. Что на ней изображено?

    Ответы детей.

    - Как вы думаете, куда убежала собака?

    Ответы детей.

    - Что сделали санитары?

    Ответы детей.

    В процессе беседы воспитатель добивается полных ответов и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    - Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? В каких войсках он служил? (Пехотинцем) 

    Ответы детей.

    - Как можно сказать о солдате, какой он?

    Ответы детей.

    - Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).

    Ответы детей.

    - Придумайте, что могло быть потом.

    Ответы детей.

    • Расскажите рассказ о собаке – санитаре,  но прежде, я предлагаю вам выполнить физкультминутку со звучным названием «Победа», которая настроит на серьезную работу.

    Воспитатель напоминает детям о необходимости сохранять правильную осанку, точно выполнять упражнения и правильно проговаривать текст.

    Физкультминутка «Победа!»

    Мы празднуем Победу!

    Салют! Салют! Салют!

    Кругом цветы весенние

    Цветут, цветут, цветут!

    Все люди пляшут, празднуют,

    Поют, поют, поют!

    Пусть в мире страны разные

    Живут, живут, живут!

    Шагают на месте.

    Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

    Руки на пояс, повороты туловища,

    Руки развести в стороны.

    Приседания с выставлением ног вперёд.

    Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар.

    В процессе выполнения физкультминутки воспитатель следит за точностью выполнения упражнений, проговариванием текста и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Составление рассказа.

    Воспитатель предлагает детям образец рассказа «Собака – санитар».

    - Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

    - А теперь вы расскажите о собаке – санитаре!

    Воспитатель предлагает трём – четырём детям составить рассказ.

    В процессе рассказывания воспитатель следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения, за четким произнесением звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, за выразительностью дикции, заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Рассказы детей.

    -Я благодарю вас за интересные рассказы.

    - Подвиги героев увековечены в стихах и рассказах,  памятниках. Я вам предлагаю собрать картину, а что у нас получится вы увидите сами. Дети, подойдите к столу и приступите к работе.

    Дети выполняют.

    - Я уверена, что вы узнали этот памятник. Как он называется?

    Ответы детей.

    Рефлексия.

    - Дети, кого можно назвать защитником Отечества?

    Ответы детей.

    - Как нужно относиться к ветеранам войны?

    Ответы детей.

    - Дети, о чем сегодня мы говорили на занятии?

    Ответы детей.

    - Что вам понравилось больше всего?

    Ответы детей.

    Молодцы, дети! Вы замечательно поработали. Но особенно меня порадовал (называет имя ребенка), он точнее всех рассказал о собаке – санитаре, и  (называет имя ребенка), она использовала очень красивые слова и выражения в своем рассказе.

    Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, дети, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

    - Благодарю вас за интересную работу! На этом наше занятие окончено!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

    У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

    конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана

    занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление и пересказ рассказа "Зима" по картинно-графическому плану"

    В конспекте занятия представлены материалы по обобщению и систематизации знаний дошкольников о зиме, ее признаках. В ходе занятия дети составляют рассказ о зиме с опорой на картинно-графические схемы ...

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Собака-санитар""

    Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...