Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Захарова Татьяна Анатольевна

Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»

Воспитатель: Мальцева Татьяна Анатольевна

Тема: «Олимпийская сказка».

Цель: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

Задачи:

Задачи:

 Обучающие:

- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки»;

- учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, а также на самые простые вопросы по художественной форме;

- освоение сказочных функций;

Развивающие:

- развивать связную речь детей;

- развивать память, сообразительность;

- совершенствовать умение высказывать собственное мнение;

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

- воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.

Оборудование: компьютер

Демонстрационный материал: карты В.Я.Проппа

ХОД образовательной деятельности:

Выходит воспитатель разговаривая по телефону: «Больше некому помочь? Нужны смелые и дружные ребята? Постараюсь помочь вам».

 Здравствуйте, ребята. Зовут меня Татьяна Анатольевна. Как вы знаете, недавно в Сочи завершились олимпийские игры и теперь проходят параолимпийские, в них принимают участие спортсмены, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем. Талисманы олимпийских игр – Мишка, Леопард и Зайка.  Они не только поднимают всем настроение, но и хранят олимпийские медали. У них случилась беда – похитили олимпийские медали. Кто это сделал узнаете отгадав загадку:

На лесной опушке

Сидит она в избушке,

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная… (Баба Яга).

Она похитила олимпийские медали и послала свою очередную хитрость - волшебный сундучок. Что-то я не могу его открыть. Письмо, я думаю с подсказкой. Зачитываю.

«Сундучок с сюрпризом откроется, и я верну олимпийские медали в том случае, когда услышит интересную сказку о приключениях талисманов. Даю вам подсказки – волшебную ладошку и волшебные карты. Первая - начало сказки и последняя – счастливый конец. Остальные карты я разбросала по сказочному лесу. Найдёте их – сможете сочинить сказку».

Ребята, только вы можете помочь вернуть медали. Давайте сочиним сказку о Мишке, Леопарде и Зайки. Тогда мы не только поможем вернуть олимпийские медали, но и сможем открыть сундучок и узнаем, что там. Согласны помочь талисманам? Сочиним сказку?

У любой сказки есть начало, его ещё называют зачином, середина, это самая большая часть, где рассказывается о событиях, которые происходят с героями и  концовка, где мы расскажем, чем всё дело закончилось (показывает на первую карту, расстояние между первой и последней картой и последнюю карту).

Первая карта называется «Жили-были». Как вы думаете, почему на ней нарисован домик? (Потому что здесь говорится о том, где жили главные герои).

Где живут наши герои? (Ответы детей.)

Все сказки начинаются такими необычными словами, как: Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы...  За тридевять земель...). Тогда как будет начинаться наша сказка если олимпийские талисманы живут в олимпийской деревне города Сочи. Может так: «В спортивном государстве, в олимпийском царстве, в славном городе Сочи Жили-были… олимпийские талисманы Мишка, Леопард и Зайка.

О них нужно немного рассказать в нашей сказке. А поможет нам в этом цветная ладошка. Посмотрите, какая она интересная. А чем же она необычна? У неё все пальчики разного цвета, цвета олимпийских колец. Также и о наших героях можно рассказать разными словами. Чем они занимались? Какими были? (поднимали людям настроение и хранили олимпийские медали).

Дидактическая игра «Какой, какая, какие? ». Цель: обозначение характера  целой цепочкой синонимов.

Мы сочинили начало сказки. Чтобы сочинить середину сказки нам нужно добыть карты, разбросанные Бабой Ягой по волшебному лесу. Идём? А идти мы будем напевая такую весёлую песню: «Мы идём, мы идём, никогда не устаём, все преграды на пути можем запросто пройти». Идём как спортсмены.

  • Мы идём…

Что это? Кто изображён на картинке? Эта карта называется «Враг начинает действовать». Как вы думаете, почему этого человечка можно назвать врагом?

А какой враг может навредить нашим героям? (Ответы детей).

Рассказать о враге нам снова поможет волшебная ладошка. (По цветовой ладошке перечисляются характеристики отрицательного героя).

Как ...навредил нашим героям? Что сделал?

- Идём дальше, нам нужна следующая карта.

•        Мы идём…

- Что изображено на этой карте? Она называется «Герой покидает дом».

- А теперь давайте придумаем, куда и зачем отправились наши герои? Где они шли, какие трудности преодолевали?

(Шли по лесам, по болотам, перепрыгивали через ямы, переплывали реку…)

Молодцы, у вас отлично получается сочинять сказку. Идём дальше, мы ведь хотим помочь вернуть медали.

Мы идём…

- Что изображено на этой карте? (Ответы детей). Она называется «Битва с врагом». Но неужели наши воспитанные, спортивные герои станут по-настоящему драться с врагом?

Как иначе олимпийские талисманы могут состязаться с …?

Подвести детей к спортивным соревнованиям.

А последняя карта «Счастливый конец» у нас уже есть. Чем  же всё закончилось в нашей сказке?

- А ещё, ребята, сказки не только необычно начинаются, но и по-особенному заканчиваются: стали жить-поживать, да добра наживать..., жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.

- Какую концовку придумаем нашей сказке?

– Какую интересную сказку вы сочинили, а теперь давайте её расскажем. Пусть Баба Яга послушает.

Дети с помощью схем рассказывают сочинённую сказку.

  • Фанфары

Теперь-то сундучок должен открыться. Попробуем?

Звонок на телефон воспитателя: Это Мишка, Леопард и Зайка. Да, ребята? Они здесь. Сейчас я включу громкую связь, чтобы они вас слышали:  «За вашу интересную сказку  Баба Яга вернула нам олимпийские медали. Мы очень вам благодарны за ваш вклад в олимпийское движение. Лучик и Снежинка.

А что в сундучке?

Какой доброе дело вы сделали?

Как вы помогли параолимпийским талисманам?

А теперь давайте встанем в дружный круг, возьмёмся за руки и подарим друг-другу хорошее настроение своей улыбкой. Помните, ребята, что нужно помогать друг -другу и не бояться трудностей. А я прощаюсь с вами. До свидания.

  • Музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).

Конспект НОД  по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....