Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Снегурочка.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сазонова Анна Николаевна

Конспект занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи
у детей 5-7 лет
посредством использования карт В.Я. Проппа

Тема: Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» с помощью карт Проппа и дидактического пособия «Сказочный поезд».

Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием технологии «Карты В.Я. Проппа»

Задачи

1.Формировать умение пересказывать сказку «Снегурочка» с помощью карт В.Я. Проппа;

2.Закреплять ранее полученные знания и их обогащение;

3. Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повествование, концовка);

4. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев;

5. Развивать связную речь, память, мышление, воображение;

6. Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

Подготовительная работа: чтение сказок «Мороз Иванович», «Волк и лиса», беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.

Оборудование: карты Проппа, Сказочный поезд, Вокзал Проппа, дидактическая  игра «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи предложение», книга с картинками  и раскраски «Снегурочка».

Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли необычная гостья. Она  ждёт приглашения, как только вы отгадаете загадку и назовёте, кто это, она тут же появиться.
Вся из снега, изо льда
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год. (Снегурочка)

Входит Снегурочка
Здравствуйте, ребята! Мне тут по секрету сказали, что вы всё про зиму знаете и даже сказку зимнюю про меня можете рассказать. Вот я и пришла послушать.
Воспитатель: Ты Снегурочка посиди и послушай, а ребята тебе все расскажут.
- Как вы думаете, в какое время года может появиться Снегурочка? (Зимой)
- Какое сейчас время года (зима)?
- Назовите признаки зимы (холодно, снег, день короче, солнце светит мало)
- Назовите зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль)
- Назовите в какие игры можно играть зимой (снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).

- Давайте поиграем в игру
«Снежки»
Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово Снегурочка, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снегурочки)

Мы решили слепить (Снегурочку).
Мы покрыли платком нашу (Снегурочку).
Мы показали соседям нашу (Снегурочку).
Мы играли с нашей (Снегурочкой).
Мы рассказали бабушке о (Снегурочке).
Нам было весело лепить (Снегурочку) и др.

А какие вы знаете «зимние» сказки? (Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев).

Я предлагаю вам вспомнить  и рассказать  нашей Снегурочке её сказку, ей очень будет приятно послушать. А расскажем мы с помощью карт Проппа.

-Вы помните, как начинаются все сказки? ((Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... В некотором королевстве... За тридевять земель...)
- А сказка «Снегурочка» как начинается  (Жили- были, старик со старухой и не было у них детей). Выходи ребенок и заполняет окно вагончика Сказочного поезда первой
карточкой жили-были.

Так дальше по тексту сказки дети по очереди или в парах заполняют окошечки паровоза картами Проппа.

А какие концовки сказок бывают?
(Стали жить-поживать, да добра наживать... .. Жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.)
- А в сказке «Снегурочка» какой конец? (Растаяла Снегурочка)
Очень грустно закончилась сказка, правда ребята? Давайте мы попробуем закончить сказку по-другому. Как же на это сделать?  Нужно вместо последней
карты несчастливый конец поставить другую карту  и изменить конец сказки.
- Появиться (
друг- помощник)

Дальше дети вместе придумывают свой конец сказки, который заканчивается картой счастливый конец или свадьба.

Физкультминутка:
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

- Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

Итог:

-Давайте вспомним, какую сказку мы рассказывали? (Снегурочка)
-У кого есть желание рассказать новую сказку, которая у нас получилась?
(Желающие дети рассказывают всю сказку, а другие дети могут помочь.)
- Какой конец вам больше понравился, тот что был в русской народной сказке или тот который придумали вы?
Снегурочка: А мне понравился конец сказки, который придумали вы ребята. И поэтому ребята я решила поделиться с вами снежными комочками. Достаньте из корзинки каждый себе комочек, а внутри вас ждёт сюрприз (внутри дети находят конфетку).
Молодцы, ребята! До встречи. (Снегурочка уходит)

- А вы, ребята, можете нарисовать героев сказки Снегурочка или сюжет этой сказки. Дети по желанию выполняют рисунки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».Цель: развитие связной речи детей с использованием схем и моделейЗадачи: - ...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям....