"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"
материал по развитию речи

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_-_karty_proppa.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Сегодня я хочу познакомить вас с несколькими технологическими приемами развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которые можно гармонично включать в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возрастав рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».

На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста. Условно можно выделить два направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи. Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников, активизирующих возможности детей дошкольного возраста проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений. Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества на основе моделирования собственных литературных произведений.

Еще одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари. Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

 Сказочных ситуаций или функций 20:

1.Запрет 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10. Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец. Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса): 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; -концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность). 2 этап. Проведение «подготовительных игр». - «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. - «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. - «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт. 3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа». В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет. -Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня». Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка». 1. Карта –Жили – были. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. 2. Карта - Герой покидает дом. Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. 3. Карта - Запрет. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно". 4. Карта - Нарушение запрета. Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни. 5. Карта - Враг начинает действовать. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку. 6. Карта - Появляется Ложный Герой. Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку. 7. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку. 8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник. 9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка. 10.Карта - Счастливый конец. Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом. 11. Карта - Мораль. А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. 5 этап. Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Практическая часть.

 Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 11 карт! Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов за первый стол. Перед вами карты Проппа и картинки из известной сказки, ваша задача соотнести картинку с картой. С участниками второй группы мы будем сочинять собственную сказку, опираясь на карты, увиденные на доске. После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.

Заключение.

Систематическое использование представленной технологической методики по развитию речевого творчества позволяет развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки"

Презентация "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....