Методическая разработка (самообразование) «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники»
методическая разработка по развитию речи

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники»

в данном направлении я работаю второй год, данную тему я изучаю вместе с детьми.

На сегодняшний день особое внимание уделяется образовательной области "Речевое развитие".

2 слайд В речи детей существуют множество проблем:.....

И наша задача каждому ребёнку помочь научиться  правильно излагать свои мысли. Чтобы речь ребенка стала живой, непосредственной, выразительной.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. 

3 слайд. Мнемотехника-это... 

Если мы вспомним знакомую всем с детства мнемотехнику (просто  тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов  радуги  – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.  

Для запоминания падежей  русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку» —  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Основной “секрет” мнемотехники – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ вспоминаешь и все остальные образы!

У детей преобладает зрительно-образная память и поэтому, чтобы ребенок  попытался выучить или запомнить, следует подкрепить наглядной картинкой.

4 слайд  Какова структура мнемотехники.  Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

мнемоквадрат (при обучении детей младшего возраста) -  это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.(пример: картинка на шкафчике или на кроватке ребенка)

мнемодорожка (последовательно плавный переход для среднего возраста)-ряд картинок(3-5), это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

мнемотаблица (и позже – переход к для старшего возраста)-  это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

5 слайд   Мнемотаблицы -служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и могут  использоваться:

6 слайд:  Когда можно начинать заниматься  мнемотехникой?....        

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;

знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал подготовила воспитатель первой квалификационной категории Столетова Наталья Анатольевна 2021г. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники»

Слайд 2

В речи детей существуют множество проблем: Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; Бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Слайд 3

Мнемотехника (с греческого ) - искусство запоминания

Слайд 4

Структура мнемотехники строится от простого к сложному: Мнемотехника Мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 5

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и могут использоваться : при обучении составлению рассказов ( по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов), при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. А также: при ознакомлении детей с окружающим миром; при отгадывании и загадывании загадок; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Слайд 6

Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, сначала используют мнемоквадраты, в трехлетнем возрасте Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия

Слайд 7

17.09.25 http://aida.ucoz.ru Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Можно усложнить и применять графические образы: Медведь -

Слайд 8

17.09.25 http://aida.ucoz.ru Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 9

Где мы встречаем мнемотаблицы? Алгоритм одевания

Слайд 10

Алгоритм дежурства

Слайд 11

Алгоритм умывания

Слайд 12

17.09.25 http://aida.ucoz.ru

Слайд 13

расположение цветов радуги, используя поговорку:

Слайд 14

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Слайд 15

ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!

Слайд 16

Заучивание стихотворения «Ёлочка» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева

Слайд 17

Заучивание чистоговорок, потешек

Слайд 18

Составление описательных рассказов

Слайд 19

Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим .

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям....

Мастер-класс для родителей: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники".

Представленный мастер-класс знакомит родителей с технологией «мнемотехника», ее возможностями. Дает возможность для формирования практических навыков использования данной технологии при за...

Мастер-класс для родителей: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники".

Представленный мастер-класс знакомит родителей с технологией «мнемотехника», ее возможностями. Дает возможность для формирования практических навыков использования данной технологии при за...