План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.
материал (младшая группа)

Ахметзянова Назира Хаззятовна

План по самообразованию

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

                                                                                            учебный год

Воспитатель

Ахметзянова Н.Х.

 

Актуальность выбранной темы:

        Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

        Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может

быть несколько. Это  - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общение, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности. Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи.

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  • способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
  • учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
  • способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

Изучение учебно-методической литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

3. Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.

4. Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М.,2008.

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.

6. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003

7. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В.,

8. Черникова Е.Ф. Оригами для малышей. М..2010.

9. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

                                                                                            учебный год

Воспитатель

Ахметзянова Н.Х.

Актуальность выбранной темы:

        Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

        Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может

быть несколько. Это  - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общение, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности. Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи.

Цель: 

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  • способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
  • учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
  • способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

Изучение учебно-методической литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

3. Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.

4. Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М.,2008.

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.

6. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003

7. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В.,

8. Черникова Е.Ф. Оригами для малышей. М..2010.

9. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012.

№ п/п

Содержание деятельности

Срок выполнения

Теоретическая часть

1.

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

В течение года

2.

Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов.

В течение года

3.

Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в

специализированных изданиях, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

В течение года

Практическая часть

4.

Составление картотеки театрализованных игр,

гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

Оформление папки «Театрализованные игры».

В течение года

5.

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок.

Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Оформление папки «Комплекс гимнастики «Веселый язычок»

В течение года

Ноябрь

В течение года

6.

Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление папки «Комплекс гимнастики  мимических мышц лица»

В течение года

7.

Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.

Декабрь

8.

Оформление тематически стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у

детей навыков сценического искусства» (консультация для родителей.

Февраль-апрель

9.

Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

Январь

10.

Создание РППС: пополнение театрального уголка в группе.

В течение года

11.

Подведение итогов по теме самообразования. Презентация для коллег.

Май

План работы с детьми

Тема

Месяц

Форма работы

Занятие №1. «Что такое

театр».

сентябрь

Формирование у детей понятие о театре.

Занятие №2. «Мы - актеры».

Начало работы по развитию у детей творческих

способностей средствами театрализованной деятельности.

Занятие №3. Пересказ сказки

«Три медведя».

октябрь

Обучение детей рассказыванию

моделирования сказок.

Занятие №4. Показ сказки

«Три медведя»

Обучение детей рассказыванию через театрализованную деятельность

Занятие №5. «Добрые и злые

поступки».

ноябрь

Управление эмоциями в конфликтных ситуациях;

формирование осознанного

отношения к социальным

нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения.

Занятие №6. Ритмопластика. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»

Развитие у детей умение пользоваться жестами;

двигательные способности:

ловкость, гибкость, подвижность.

Занятие №7 Репетиция

пальчикового театра «Зимовье зверей».

декабрь

Повышение уровня речевого развития. Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Занятие №8. Показ

пальчикового театра

родителям «Зимовье зверей».

Создание благоприятных условий творческой

активности у детей

посредством театрализованной деятельности.

Занятие №9. Сказка «Три медведя» на новый лад.

январь

Формирование у детей навыков составления

сказочного текста на основе знакомого произведения.

Занятие №10. Показ

настольного театра «Маша и

медведь»» детям младшего

дошкольного возраста.

Приучать детей в инсценировании ролей

пьесы. Развивать выразительность речи.

Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Занятие №11. Русская

народная сказка «Сестрица

Аленушка и братец

Иванушка».

февраль

Закреплять умения

участвовать в драматизации сказки, учить давать описание

внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Занятие №12. Пересказ сказки

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка».

Обучение пересказу «по цепочке». Формировать эмоциональное развитие детей, упражняться в использовании жестов.

Занятие №13. Обыгрывание

сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

март

Развивать творческую, речевую активность,

артистическую способность.

Занятие №14. Мимическая гимнастика. Игры на развитие мимической выразительности.

Развивать артистическую способность, учить визуально передавать характерные черты персонажей.

Занятие №15Пересказ сказки «Аленький цветочек».

апрель

Закреплять умение

выразительно пересказывать сказку, воспитывать интерес к художественной литературе.

Занятие №16. Показ спектакля «Аленький цветочек» детям

младшего дошкольного

возраста.

Развивать умение выразительно передавать

образы. Учить сочетать речь с движениями.

Воспитывать коммуникативные качества.

Занятие №17. Показ спектакля «Аленький цветочек» для родителей.

май

Формирование у детей этически ценных

навыков и способов поведения в отношении с

другими людьми, развитие коммуникативных

навыков

и

социальной

активности

дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".

Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...