Выступление на методическом объединении на тему «Развитие связной речи детей старшего возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

МНЕМОТЕХНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении  на тему «Развитие связной речи детей старшего возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

                                                             Дорогие коллеги!

Хочу представить вашему вниманию мое выступление  на тему «Развитие связной речи детей старшего возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

В последнее время я работаю со старшим возрастом дошкольников и обратила ннимание на то, что речь детей с каждым годом становиться всё хуже, в своей работе я применяю  мнемотезнику.

                                                 Актуальность проблемы

Современные подходы к дошкольному образованию детей определяются «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т.е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность.

Требования ФГОС ДО к образовательной области «Речевое развитие»

Речевое развитие  включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Анализ психолого-педагогической литературы

И.Г. Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову».  

К.Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».

«Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь, как предмет познания речи»- об этом говорит Я. А. Каменский.

В своих работах Л.С. Выготский указывал на второй вспомогательный фактор – моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко А.А. – предметно-схематическими моделями. Большева Т.В. – коллажем. Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

  1.Наглядность.

 2.План высказывания.

Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Проблемы развития связной речи

детей старшего  дошкольного возраста:

- при построении связных текстов дети не умеют раскрыть тему и основную мысль высказывания;

 - затрудняются строить высказывания разных типов, например, описание, повествование, рассуждение;

  - испытывают проблемы в логическом обосновании своих утверждений и выводов;

 - не проявляют самостоятельность в творческом рассказывании.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • развивать связную речь старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи:

 - развивать умение сочинять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы с использованием мнемотаблиц;

- с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования;

 - развивать умение пользоваться прямой и косвенной речью, создавать различные виды творческих рассказов;

 - воспитывать инициативность, самостоятельность в высказываниях, уверенность в своих силах и способностях.

           

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; воображение; зрительную и слуховую  память; Зрительное и слуховое внимание; связную речь.

                      Мнемотехника состоит из:

Мнемоквадрат

Понятное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожка

Несколько картинок, по которымможно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Мнемотаблица

Представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

                     Где  можно  использовать  мнемотаблицы?

При обучении пересказу

При составлении рассказов

При разучивании стихотворений,   скороговорок, чистоговорок.

При отгадывании загадок

Последовательность работы  с   мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Задачи: упражнять детей в определении содержания своего рассказа по предложенной в модели логике и подбор речевых форм для передачи содержания.

Приемы:  рассматривание и обследование предмета и его описание; игры-соревнования

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

Задачи: упражнять в соотнесении символов с изображением предметов

Приемы: наглядное моделирование, пиктограммы, заместители.

 3 этап: После перекодирования осуществляется составление рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Задачи: упражнять в самостоятельном определении содержания, формы и логики рассказа, комбинировать личный и литературный опыт.

Приемы : сочинение сказок, загадок; придумывание рассказа по модели.

Для детей с хорошо сформированным уровнем  речевого развития использовались

следующие приемы:

 - сочинение загадки и самостоятельная зарисовка символов

Осуществление принципа индивидуального подхода для детей с хорошо сформированным уровнем  

                           Сочинение  новой концовки знакомой сказки

                                  Сказка «Колобок» с новой концовкой.

«Катится Колобок, а навстречу ему Лиса, стоит уже облизывается, но вдруг ему на сотовый телефон позвонила бабушка и говорит: «А ну-ка быстро домой, я же беспокоюсь», и покатился Колобок домой обратно, так Лиса его и не съела».

Осуществление принципа индивидуального подхода для детей с недостаточно хорошо сформированным уровнем  речевого развития использовались следующие приемы:

 - дидактическая игра «На что похоже?»;

 - игровое упражнение «Моё начало - твой конец»;

 - игра «Куда пойдешь – что найдешь?» ;

 - совместный пересказ с воспитателем;

Интеграция задач речевого развития в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Например, мнемотаблицы на эмоции.

Интеграция образовательных областей

В центре игры  используются мнемотаблицы с алгоритмом  приготовления блюд и сервировки стола.

При организации театрализованной  деятельности используются мнемотаблицы известных сказок.

Интеграция задач речевого развития в образовательной области

«Познавательное развитие»

В центре познания используются

 мнемотаблицы с временами года,

 таблицы для составления описательных

 рассказов о животных и растениях

                          Предметно-пространственная  развивающая среда

Образовательная область

«Речевое развитие»

мнемотаблицы по сказкам, для разучивания стихотворений, подборка таблиц по лексическим темам «Расскажи-ка» (посуда, одежда, игрушки),чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика.

Образовательная область

«Физическое развитие»

таблицы с разными видами общеразвивающих упражнений, по охране и укреплению здоровья.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

алгоритм сервировки стола, схемы одевания на улицу и раздевания после прогулки.

Составление рассказа по мнемотаблице ( см презентацию)

                                       Результаты

  • дети умеют сочинять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы с использованием мнемотаблиц;
  •  с помощью воспитателя строят свой повествовательный рассказ в соответствии с логикой повествования;

     - пользуются прямой и косвенной речью при составлении рассказа;

     - дети проявляют самостоятельность и творчество в высказываниях, инициативу.

                             Использованная литература и интернет-ресурсы

- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». С-Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2009

- Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

- Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005

- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет» Изд. «Вентана - Граф» 2010

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Международный образовательный портал www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям....