Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_22_zhuravushka_kiseleva_l.i._doklad_2012.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

Секция «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ)  - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»

Любовь Ивановна Киселева

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Воспитатель

г. Шарыпово  2012г.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование его монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов  о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Один из факторов становления связной речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и других является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает  детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Взяв в основу мнение великих педагогов, понимая эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи метод мнемотехники. 

Перед собой я поставила цель: развитие связной речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование метода мнемотехники.

Для реализации поставленной цели определила для себя следующие задачи:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
  • Развивать у детей умение составлять рассказы, загадки, заучивать стихотворения, потешки с помощью графической аналогии.
  • Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения, рассказы и сказки.
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
  • Закреплять умение устанавливать ассоциативные связи и выстраивать логичный рассказ.
  • Совершенствовать  монологическую речь детей при составлении описательных рассказов по опорным таблицам – схемам.
  • Развивать у детей творческие способности через умение решать изобретательские задачи сказочного, игрового, этического, экологического характера.
  • Развивать у детей восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Дидактическим материалом в мнемотехнике служат мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному, поэтому я начала работу с простейших мнемоквадратов в средней группе, в старшем дошкольном возрасте последовательно перешла к мнемодорожкам, и только затем к мнемотаблицам.

Свою работу по развитию связной речи у детей дошкольного возраста осуществляю по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.

Для обогащения словарного запаса использую следующие игры:

«Копилка слов», в которую мы собирали слова (нарисованные при помощи символов) Периодически мы обращались к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад.

«Зашифрованные слова» я просила ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ напрямую соответствующий слову, возникал у детей легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку необходимы усилия и помимо памяти, еще и воображение. Например, слова для картинок могут быть следующими: грузовик, умная, кошка, дерево, хорошая погода, сладость, слезы, темный лес, осень сила.

«Заколдуем слова» сначала я знакомила детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее животное) на листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать названия. Мною последовательно, медленно произносились слова, а дети изображали нужные символы: волк, лиса, кошка, еж, собака.  У детей должны появиться символы: елка, елка, дом, елка, дом.

Мною разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Опираясь на знания детской психологии и педагогики, понимая, что  дети дошкольного возраста обладают наглядно – образным мышлением и, ориентируясь на это, мною изготовлено и адаптировано наглядно – игровое мнемотехническое пособие «Круглый год». Это пособие обладает целым рядом несомненных достоинств позволяющих широко применять данный материал, как в моей практике, так и дома в семье. Используя игровое пособие, предлагаю детям послушать рассказ о сезоне. По ходу рассказа обращаю их внимание на картинки-схемы, после этого предлагаю детям объяснить, что обозначает каждая картинка, а затем дети самостоятельно составляют рассказ.

В течение всей работы с наглядно – игровым пособием применяю различные варианты построения игр, закрываю смайликом название времени года; затем ребенок, находясь за ширмой, описывает признаки времени года, а задачей других игроков будет отыскать сюжетную картину соответствующую рассказу; «Что изменилось?», «Когда это бывает?».

Таким образом, к концу года в средней группе большая часть моих воспитанников, благодаря использованию приемов  мнемотехники, могут составлять небольшие рассказы, и сочинять рассказы из личного опыта, значительно быстрее заучивать стихи и потешки.    

В старшем дошкольном возрасте продолжила работу с мнемотаблицей. На данном этапе рисовать схемы стала в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовала существующие модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А.  Не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Вместе с детьми работали над созданием альбома «Четыре художника», в котором собраны все мнемотаблицы составленных нами рассказов, пересказов литературных произведений, сказок.

В своей работе также применяю мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. На протяжении всего периода работы с детьми с использованием приемов мнемотехники составляем модельные схемы к стихотворениям, которые заучиваем и оформляем  в поэтические сборники «Времена года» и «Ладушки».

Считаю, что в старшем дошкольном возрасте целесообразно применение еще одного приема мнемотехники – коллажа. Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не только опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами и картинками. Использование коллажа в своей работе позволяет мне решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь, развивать представление детей об окружающей действительности.

На данном этапе развития мнемотехнических способностей моих воспитанников отличает стремление к творчеству. Дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы, последовательно их располагают в единую цепь, которая необходима для создания сюжетной линии.  Занимаю позицию равноправного партнера, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Для  того, чтобы дети научились правильно выстраивать и аргументировать свои высказывания, рассуждать, в подготовительной группе  продолжаю развивать словарный запас детей, уделяю внимание развитию воображения и фантазии, словотворчества. С этой целью в работе с детьми начала использовать следующие виды рассказов:

Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов:

Например, какие слова подходят к слову «книга»? кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ. Один из вариантов рассказа:  «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились. Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник  знания!»

Придумывание рассказа с продолжением:

Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

  • Радостный, веселый конец рассказа;
  • Поучительный;
  • Фантастический вариант.

Рассказ-зарисовка по опорным словам:

- Сейчас вы станете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия, а подсказки буду рисовать в воздухе. Прошла, выглянуло, распрямились, зазеленело, запели. Вышли погулять.

-А теперь глядя на свои рисунки, составьте рассказ.

Рассказы-рассуждения:

  1. Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях. Например:

Если это кошка…

Если это кошка, то она любит играть с клубочком.

Если это кошка, то она мяукает и может поцарапать.

Если это кошка, то она живет в доме.

Если это кошка, то она верный друг хозяина.

Если это кошка, то она ловит мышек.

Если это кошка, то она любит молоко.

А теперь вспомните, что вы узнали о кошке (ответы детей).

  1. Загадочная история. Беседа-рассуждение с последующим составлением рассказа по какому-то стихотворению.
  • Рассказы – небылицы: Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

Небылица может начинаться с предложения:

«На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…»

Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Салат из сказок»); по множеству предложенных картинок; по силуэтам, фигуркам; небылицы случаются и в стихах:

Бежала по улице кошка

И вдруг полетела, как  мошка.

Видит: порхает навстречу пес,

Он кучу сказок в лапах нес…

Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя.

Большую помощь в работе над выбранной мною темой оказывают родители. В  сентябре 2011 года мною проведено родительское собрание на тему «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста» в форме круглого стола, где родители принимали активное участие. Подвела итог анкетирования на тему «Развитие речи и речевого общения», «Правильно ли говорит ваш ребенок». Родители согласились с тем, что развитию речи детей необходимо уделять постоянное внимание, разговаривать с детьми на различные темы. В помощь  родителям изготовила пособие «Игротека в кругу семьи», и порекомендовала его для совместных игр дома. В игротеку вошли такие игры, как   «Только веселые слова», «Волшебная цепочка», «Слова-мячики»  «Умный словесник», «Укрась слово» и другие.  

Для отслеживания результатов своей работы  провожу  диагностические обследования уровня развития речи детей.

                      Год

   Уровень

2009-2010 уч. г.

(II младшая группа)

2010-2011 уч. г.

(средняя группа)

2011-2012 уч. г.

(старшая группа)

Высокий уровень

18%

20%

35%

Средний уровень

52%

61%

56%

Низкий уровень

30%

19%

9%

Диагностические обследования уровня развития воображения и творческого мышления детей (диагностика проводится педагогом-психологом)

                      Год

   Уровень

2010-2011 уч. г.

(средняя группа)

2011-2012 уч. г.

(старшая группа)

Высокий уровень

5%

67%

Средний уровень

75%

33%

Низкий уровень

20%

-

Таким образом, комплексный подход к развитию связной речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемого способа мнемотехники. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, развиваются психические процессы - память, внимание, образное мышление, воображение, творческое мышление, повышается качество связной речи, что определяет готовность ребенка к школьному обучению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Конспект совместной деятельности по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

В данном конспекте представлена работа по совместной деятельности с детьми младшего дошкольного  возраста по речевому развитию...

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и  «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и  «Системный оператор»...