План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу»

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу»

Цель: совершенствование речевого  развития  детей дошкольного возраста посредством обогащения их литературного опыта

            Задачи:

  1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы.
  2. Создавать условия для организации культурной речевой среды в окружении воспитанников;
  3. Развивать связную речь воспитанников на основе обогащения литературного опыта;
  4. Воспитание у детей интереса к художественной литературе
  5. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

            Актуальность:

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе владения литературным языком своего народа.

Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Общеизвестно положительное воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика его роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка.

Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению художественной литературы способствуют развитию не только речевых способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально- нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики.

Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • разработка и внедрение системы работы с детьми по речевому развитию;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметно-пространственной  среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2018г.

2.Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. Конспекты занятий: М.: Училель, 2018г.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М., 2017г.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017г.

5. https://nsportal.ru/

6. http://www.maam.ru/

7. http://открытыйурок.рф/

План работы по самообразованию

Этап

Содержание работы

Сроки

Форма завершения

Подготовительный (диагностический, прогностический)

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение методической и художественной литературы по проблеме имеющегося опыта.

4. Определение цели и задач работы над темой

5. Прогнозирование результатов

6.Составление перспективных планов

7.Разработка конспектов

Первый год работы

1.Аналитическая информация.

2.Аннотированный перечень литературы

2. Цель, задачи

3.Ожидаемые результаты

4. План самообразования

5. Методическое подкрепление

Практический

1. Реализация основных целей и задач

2. Практическое применение наработанных материалов с детьми

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы

Второй – третий  год работы

1. Проведение работы с детьми, родителями, педагогами

2. Реализация творческих проектов

3.Показ открытых мероприятий

4. Участие в конкурсах   с детьми и родителями

5. Мероприятия для родителей

6. Мастер – классы для коллег

Обобщающий

1. Подведение итогов

2. Обработка данных, соотнесение их с поставленной целью

3. Оформление результатов работы по теме

4. Предоставление материалов по теме

Четвертый  год работы

1. Отчетность о проделанной работе

2. Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме

3. Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

4. Проведение мастер-классов для педагогов.

5. Выставка работ.

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

7. Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение

Пятый год работы

1. Издание методического проекта, пособия,

2. Рекомендации для педагогов и родителей

План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год

Месяц

Формы работы

Практический выход

Методическая работа по теме самообразования

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игры и упражнения

Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игры и упражнения.

Подбор и изучение литературы по теме

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Памятки для родителей по обучению связной речи

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Пересказ рассказов:

И. Соколова – Микитова «Осень»;

Я. Тайц «По грибы»;

Итальянская  сказка «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари)

Выставка игрового уголка «Библиотека».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Выставка игрового уголка «Библиотека»; консультация на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Сказкотерапии:

«Роза и Ромашка». О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев,

Л.Д.Коротковой «Сказка про безголосого петушка»,

Л.Д.Коротковой «Райское яблочко»

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Консультация для родителей на тему  «Сказка в развитии речи детей»

Консультация на тему  «Сказка в развитии речи детей»; консультация «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

(О.С.Ушакова).

Дидактические игры «Найди звук», «Нарисуем портрет»; «Выбери начало», «Найди концовку рассказа»

Упражнение «Один – много»; упражнение «Назови одним словом»

Организация работы по оформлению картотеки игр упражнений  по развитию речи

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Картотека игр и упражнений на по развитию речи; папка раскладушка «Дидактические и лексико –грамматические игры влияющие на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по картине: «Шишка»»

О.С Ушакова.

О. С. Ушаковой «Спасли Ежа».

«Лиса с лисятами»

Консультация «Значение сюжетных картинок в развитии связной речи детей»

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Консультация «Значение сюжетных картинок в развитии связной речи детей»

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Составление загадок совместно с детьми         

Составление загадок        

«В магазине»

Составление загадок «Загадочный теремок»

Консультация для педагогов «Составление описательного рассказа по сюжетной картине»

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Загадки на темы «В магазине», «Загадочный теремок»; консультация «Составление описательного рассказа по сюжетной картине»; консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок.

Инсценирование сказок: «Путешествие в русскую народную сказку Маша и медведь»,

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Показ сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» детям младшей группы

Совместное изготовление масок  для инсценировки сказок

Показ сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» детям младшей группы; изготовление масок.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. 

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему

Выразительное чтение стихотворений «Весна».

В. Орлова «Родное».

Г.Ладонщикова «Весна»

Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Конкурс чтецов

Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Май

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

«Книга сказок»

Придумывание сказки на заданную тему

Презентация о результатах проделанной работы

Творческий конкурс «Книжка-малышка»

Итоговое родительское собрание на тему : «Речевое развитие детей через художественную литературу»

«Книга – сказок», презентация о результатах проделанной работы; конкурс «Книжка – малышка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...

«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста через художественную литературу»

Формировать связную речь у детей дошкольного возраста через художественную литературу в простой и доступной форме....

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»

               Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качест...