ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
материал

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ТЕМА: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

                                                                                     Выполнила:

                                                                                 

                                                                                     учитель – логопед

                                                                                     Калужских Н. П.

п. Поныри

2018-2019 у. г.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция– четкое и ясное произнесение звуков речи.

Важным компонентом речи является также орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, необходимо пользоваться словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Компоненты профессиональной речи педагога: логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность.

Профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Правильно ли мы ставим ударения в словах? 

Мы рассмотрим слова, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу этого недопустимы в речи педагога, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

 

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  

            Опросный лист

          1.АсиммЕтрия – асимметрИя (2)

2.БАнты – бантЫ (1)

3.ВклЮчит – включИт (2)

4.ГазопрОвод – газопровОд (2)

5.ДиспАнсер – диспансЕр (2)

6.ЛомОта – ломотА (1)

7.ДремОта – дремотА (1)

8.ЗАдать – задАть (2)

9.ЗАнять – занЯть (2)

10.ЗвОнит – звонИт (2)

11.КатАлог – каталОг (2)

12.КрасИвее – красивЕе (1)

13.КУхонный – кухОнный (1)

14.МеньшИнства – меньшинствА(1)

15.МусоропрОвод – мусоропровОд (2)

16.НикчЕмный – никчЁмный (2)

17.ОбеспЕчение – обеспечЕние (1)

18.ОбОдрить – ободрИть (2)

19.ОсУжденный – осуждЁнный (2)

20.ПлЕсневеть – плесневЕть (1)

21.ПолигрАфия – полиграфИя (2)

22.ПОнял – понЯл (1)

23.ПремИровать – премировАть (2)

24.ПринУдить – принудИть (1)

25.СлИвовый – сливОвый (1)

26.ТУфля – туфлЯ (1)

27.УглУбленное изучение – углублЁнное (2)

28.ХАос – хаОс (1)

29.КАшлянуть – кашлянУть (1)

30.Оптовый- оптОвый (2)

Предлагаю вашему вниманию еще несколько слов, в которых довольно часто допускаются ошибки в постановке ударения, а также фразы для запоминания правильного образца.

Договóр.

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договóр.

Катало́г

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог

Один хороший каталóг.

          Квартáл

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —

Завершается квартáл.

Начался́, начата́

Фраза для запоминания:

Большая суета

          Вокруг нас начата́.

 Облегчи́ть

 Фраза для запоминания:

          Непросто ударенья заучить —

          Стихи задачу могут облегчи́ть.

          Углуби́ть, углуби́т

Фраза для запоминания:

          Корабли не смогут плыть —

          Канал здесь нужно углуби́ть.                                   

 Краси́вее

Фраза для запоминания:

          Тот из нас счастливее,

           В ком душа краси́вее

 Ла́тте

Фраза для запоминания:

          В чашечке у Златы

          Ароматный лáтте.

 Фенóмен

Фраза для запоминания:

          Вынесли приговор: он невиновен.

          Столь странный это был фенóмен.

 Свёкла

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

— Я, ребята, не свеклá,

Я, ребята, свёкла.

Щаве́ль

          Фраза для запоминания:

          Прилетел мохнатый шмель

И уселся на щавéль.

То́рты, то́ртов

Ещё одно часто употребляемое слово, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».

Фраза для запоминания:

          В музее — натюрморты:

На них — цветы и тóрты.

Мастерски́

Фраза для запоминания:

          Он потёр слегка виски,

Выпил виски мастерски́.

 Граффи́ти

          Фраза для запоминания:

          Нет, вы только посмотрите!

На стене опять граффи́ти.

 Ту́фля

Фраза для запоминания:

Слово «туфля» я прочту

С ударением на «ту».

 Бáрмен

          Фраза для запоминания:

         Чтоб добавить в ужин шарма,

Приготовил коктейль бáрмен.

 Жалюзи́

         Фраза для запоминания:

          Поскорее привези

Для окошек жалюзи́!

 Заку́порить, отку́порить

Фраза для запоминания:

          Гном собрал в лесу опилки

И заку́порил бутылки.

 И́скра

          Фраза для запоминания:

          Отлетела от костра

И погасла быстро —

Коль неверно, то искра́,

Если верно — и́скра!

Таким образом, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самосто...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...