«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста через художественную литературу»
консультация (средняя группа)

Юлия Николаевна Панина

Формировать связную речь у детей дошкольного возраста через художественную литературу в простой и доступной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста через художественную литературу»

Цель - формировать связную речь у детей дошкольного возраста через художественную литературу в простой и доступной форме.

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Часто у детей при пересказе и рассказе дети прибегают к перефразировке и жестам, теряя основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы.

Пятый год жизни- период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказать, перебивают друг друга. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обуславливается богатством его словаря. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место занимает обучение рассказыванию. Дети учатся составлять рассказы по картинам, описывать предметы и действия (с кем встретился колобок…, русалка на морском дне, и т.д.) Для того чтобы научить детей использовать разнообразный словарный запас при самостоятельном рассказывании проводятся специальные занятия, посвященные составлению рассказов-описаний, рассказывание сказок и т.д. Умение детей рассматривать картины и составлять повествовательные рассказы по сюжетным картинам. Необходимо ежедневно читать детям знакомые и новые произведения. Занятия должны проходить в эмоционально положительной атмосфере.

Дети среднего возраста инициативны, нередко проявляют поспешность при ответах на вопросы и поэтому нередко ошибаются. Они очень любят, когда воспитатель хвалит их, и, наоборот, огорчаются, если педагог публично высказывает недовольство их ответом. Воспитатель должен быть тактичен и терпелив: проявлять доброжелательность и готовность прийти на помощь, радоваться хорошему ответу, подбадривать в случае неудачи. Такое отношение вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать дальше.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Большое место занимают произведения фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, считалки, скороговорки. Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слов, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают в определенном качестве: лиса умна, хитра.

Постепенно дети понимают, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности. Так, например, «Три поросенка» английская сказка, Бременские музыканты братьев Гримм и т.д. Достойное место занимают сказки отечественные «Сказка про Комара Комаровича», «Огниво» и т.д.

Особое внимание следует обратить на задачу формирования у детей способности сопереживать при восприятии литературного произведения. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведение воспитателем или родителями. Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они понимают все правильно. При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять.

В процессе чтения следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы и дать возможность детям проговаривать их. «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы. (собирать), венки. (плести) и т. Д. («Снегурочка», русская народная сказка, обр. А.Н.Толстого.)

Дети учатся слушать произведение, но и радоваться интересным словам и выражениям. Прочитайте,- просят они, прослушав «Федорино горе» К. Чуковского, - как коза выпучила глаза.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз. Можно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного прочтения. Выбор отрывков трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном, а воспитателю понять, как оно воспринято и осмыслено.

Для заучивания предлагаются небольшие стихи, часто юмористического содержания. Необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декларировании тех или иных строчек. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором. Читая небольшими отрывками и анализируя стихотворение в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение небольшими отрывками, позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивая осмысление текста. Воспринимается детьми, как приятное времяпровождение.

Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течении года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить не забыли ли они сказки, рассказы, стихи, можно проиграть сказки в костюмах или викторинах.

В течении года напомнить детям начало сказки или рассказа, если ребенок помнит, то назовет название данного произведения. Если это стихотворение, то педагог начинает читать, а затем предлагает ребенку продолжить.

Необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить правильно и четко произносить слова, учиться правильному речевому дыханию.

Таким образом, совместная деятельность взрослого и ребенка является наиболее эффективным средством в формировании связной речи у детей дошкольного возраста не только в детском саду, но и в повседневной жизни.

Литература:

  1. Развитие речи в детском саду В.В.Гербова2015г.
  2. Формирование речи у дошкольников Ефименко Л.Н. 1981г.
  3. Развитие речи дошкольника на логопедических занятиях. Миронова 1991г.