Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста через художественную литературу.
учебно-методический материал по теме

Гращенко Инна Владимировна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_temu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры детей   дошкольного    

          возраста через художественную литературу.

                                                                Работу выполнила:                                                                                                                                                

                                                                                   И. В. Анфилатова

                                                                          воспитатель МБДОУ№ 115

                                                                                 города Мурманска.

                                                                                     

                                           

                                                 Мурманск

                                                      2012г.

                                          АКТУАЛЬНОСТЬ.

     Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

      Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

      Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

    Правовое воспитание  - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

( Гришина Е. Ю. , методист муниципального  образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центра оценки качества образования. )

      Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.

      Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка:

  • в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами  человеческих прав, отраженных в о Конвенции ООН о правах ребенка;
  • развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;
  • развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей  и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;
  • воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.

     Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :

  •         систематичность работы;
  •         взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;
  •         сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

     Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

  • - информационно-познавательного – знания детей о правах, знания об обязанностях;
  • - эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
  • - поведенческо - деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

       (Гончарова Е.В., д.п.н., профессор НГГУ.)

     Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература - прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.

     Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

     Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и правового воспитания.

     Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

     В круг чтения на нравственно - правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки.

     Взрослые читают сказки и даже не понимают, что с помощью сказок можно ввести ребенка в правовую культуру. Процесс чтения сказок – это не только познавательный, интересный, процесс, но и полезный. В настоящее время дети не знают своих прав, как защитить и как вести себя в той или иной ситуации, а взрослые пользуются этим.

      Есть знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Чиполлино» Д. Родари, «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, «Приключения Буратино» А. Толстого, «Айболит», «Бармалей», «Тараканище» К.И. Чуковского, «На горке» Н.Носова, «Волшебное слово» В.Осеевой, «Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, ненецкая сказка «Кукушка», русские народные сказки: «Снегурочка», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Морозко», белорусская сказка «Жихарка» и др.

     Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей необходимо использовать разнообразные методы и приемы:

-  использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

-  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя:

  • если бы я был гадким утенком ... ,
  • если бы я поймал золотую рыбку... ,
  • если бы я вдруг превратился в ...;

-  дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея ?", "Помогите Буратино", "Какими правами пользовались персонажи ?" и т.п.

- драматизация ( упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. )

     Трудно переоценить и значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их. Такие произведения можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.

    Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

     Таким образом, правовое воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым,  его нельзя рассматривать как «модное» направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества других дел.

                                           П Р И Л О Ж Е Н И Е.

                 Викторина  «Литературные герои имеют право».

      Для проведения викторины необходимо изготовить карточки с номерами от 1 до 8 и плакаты с вариантами ответов, пронумерованные от 1 - 8. Вместо ответа вслух, дети одновременно по команде, поднимают карточку с номером. Ответившие правильно получают жетоны. Преимущество такой формы викторины в том, что нет детей, обойденных вниманием, и побеждает тот, кто больше прочитал, а не тот, кто быстрей и выше поднял руку и сумел заработать жетон, ответив на легкие вопросы.

1.Русские народные сказки:

1. Колобок .

2. Заюшкина избушка .

3. Хаврошечка .

4. Гуси – лебеди .

5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .

6. По щучьему веленью .

7. Теремок .

8. Зимовье зверей .

•        В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями и из-за этого происходит много неприятностей (4)

•        В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (2,7,8)

•        В каких четырех сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)

•        В каких двух сказках герои, герои воспользовались своим правом на вступление в брак, хотя родители невесты были против?(3,6)

•        В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (3)

•        В какой сказке девочка и мальчик жили одни без родителей и опекунов? (5)

2.Русские народные сказки:

1. Морозко .

2. Волк и семеро козлят .

3. Царевна – лягушка .

4. Петушок – золотой гребешок и жерновки .

5. Ивашко и ведьма .

6. Лисичка – сестричка и волк.

•        В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на жизнь другого героя сказки? (2, 5)

•        В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (3,4,6)  В каких четырех сказках нарушено право на свободу личности? (2, 3,4,5)

3.Сказки А. С. Пушкина:

1. Сказка о царе Салтане .

2. Сказка о рыбаке и рыбке .

3. Сказка о мертвой царевне .

4. Сказка о золотом петушке .

5. Сказка о попе и работнике его Балде .

6. Руслан и Людмила .

•        В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)

•        В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда?(5)

•        В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери и даже покушается на ее жизнь?(3)

•        В какой сказке три героини виноваты в посягательстве на честь и репутацию другой женщины?(1)

•        В какой сказке главный герой отказывается выполнять условия договора? (4)

•        В какой сказках происходит нарушение права на свободу личности или жизнь героев? (1, 2 6)

4.Сказки русских писателей:

1. Одоевский «Мороз Иванович» .

2. Гаршин «Лягушка – путешественница» .

3. Ершов «Конек – горбунок».

4. Аксаков «Аленький цветочек» .

5. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» .

6. Плахов «Как старик работницу нанимал» .

•        Вспомните три сказки, в которых герои воспользовались правом путешествовать по своей стране и по другим странам?(2,3,4)

•        В каких двух сказках нарушено право на жизнь и личную безопасность?(3,5)

•        В какой сказке не соблюдается право на отдых, право на восьмичасовой рабочий день?(6)

•        В каких 2-х сказках трудолюбивые герои получают достойное вознаграждение, а лентяи - остаются с пустыми руками?(1,3)

5.Сказки зарубежных писателей :

1. Гауф «Карлик Нос».

2. Родари Д. «Приключения Чиполлино».

3. Перро Ш. «Золушка».

4. Киплинг Р. «Маугли».

5. Свифт Д. «Путешествие Гулливера».

6. Гримм «Госпожа Метелица».

7. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

8. Гримм «Король Дроздобород».

9. Перро Ш. «Кот в сапогах».

•        В какой сказке не соблюдается право на отдых, право на восьмичасовой рабочий день?(3)

•        В какой сказке героиня воспользовалась правом искать в других странах убежище и защиту от преследований?(7)

•        В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?(2)

•        В каких 2-х сказках трудолюбивые герои получают достойное вознаграждение, а лентяи - остаются с пустыми руками?(3,6)

•        В какой сказке было нарушено право, данное в ст. № 16.2, в которой говорится о том, что брак может быть заключен только при свободном согласии обеих сторон?(7,8)

•        В каких сказках нарушено право на свободу личности?(1,2,5)

•        В какой сказке нарушаются права детей при разделе наследства? (9)

•        В каких сказках девочки жили с мачехами? (3, 6)

6.Сказки советских писателей:

1. Гераскин «В стране невыученных уроков».

2. Носов Н. «Незнайка на Луне».

3. Михалков С. «Три поросенка».

4. Лагин Л. «Старик Хоттабыч».

5. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».

6. Толстой А. «Приключения Буратино».

7. Медведев. «Баранкин, будь человеком».

8. Маршак С. «Двенадцать месяцев».

•        Герои, каких сказок воспользовались правом путешествовать? (1,2.4,5)

•        В какой сказке было нарушено право на неприкосновенность жилища? (3)

•        В каких 3-х сказках главные герои отказались воспользоваться своим правом на получение образования? (1,6,7)

•        В какой сказке главный герой нарушил право неприкосновенности не только личной собственности, но и общественной? (2)

•        В какой сказке женщина, заменяющая мать не заботится о благе падчерицы? (8)

•        В какой сказке герой потерял свободу на многие века? (4)

•        В какой сказке, грабители желающие отобрать чужую собственность, действовали в масках? (6)

Подсчитываются жетоны, награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Организуя работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, также опираться на разные виды деятельности, но учитывая то, что игровая деятельность является вед...

Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста

Сообщение для воспитателей о правовой культуре детей дошкольного возраста...

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через художественную литературу

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через художественную литературу...

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...

«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста через художественную литературу»

Формировать связную речь у детей дошкольного возраста через художественную литературу в простой и доступной форме....