Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».
методическая разработка по художественной литературе на тему

Толмачёва Анна Владимировна

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна.

Литературные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.  Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы,  мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tema_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи и творчества  детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна.

Литературные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.  Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы,  мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста я использую рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки. Знакомлю воспитанников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решаю целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного эстетического воспитания. Детская литература расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Сам процесс усвоения, восприятие художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате сопереживания  и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Мне бы хотелось сделать акцент в своем выступлении на литературный пересказ. Для этого я выделила требования к организации непосредственно образовательной деятельности по пересказу:

  1. Необходимы четкая организация НОД и внимание педагога к каждому ребенку.
  2. Произведения, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для детей сложным и  в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать еще раз.
  3. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказа (примерно 5-7 детей).

 Правильно организованный литературный пересказ оказывает  неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников. А пересказ литературных  произведений в детском саду относится к одному из видов  речевой деятельности в НОД по социально-коммуникативному развитию. Между тем практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации данного вида деятельности. Обучение пересказу нелегкая задача.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют  определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

-полноценное и доступное содержание;

-разнообразие жанров

-четкая композиция

-простой, но богатый язык

-небольшой размер.

Кроме того, каждое произведение учит  полезному, развивает в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность.)

Для пересказа я использую  несколько жанров: рассказ и описание, народную  и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие (« Лиса и кувшин») и длинные (« Гуси лебеди»)- у каждого свои особенности. Опыт работы показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.  Анализ пересказа разнообразных  прозаических текстов, длинных и коротких, сложных  и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.

Дошкольники хорошо пересказывают литературные произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа  стараюсь  подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.

Пересказ повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят  за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Поэтому я обращаю внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. В процессе наблюдений хочется отметить, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание.

Более глубокому осмыслению текста способствует беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры.  Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное  произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.

Наблюдение и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи текста. Беседа учит думать, воспитывать стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия. Поэтому я объясняю детям некоторые незнакомые слова, имеющие значения для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения.

В своей  работе, я использую подсказки. Так как дети забывают какие-то выражения, которые им хочется передать без изменения, или же не находят нужного слова. В таких случаях важна своевременная подсказка ребенку слово, даже если он ни о чем  не спрашивает. И  тут большое значение имеет внимание нас как педагогов, интерес детей к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше, и во- вторых, помогает выяснить, нуждается ли, он в помощи, какая нужна помощь, как руководить ими в процессе  пересказа. Детей обязательно надо поощрять: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом. После каждого рассказа рекомендую устраивать совместное обсуждение.

В результате работы по обучению детей пересказу у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Дети упражняются слушать и анализировать рассказы своих сверстников, хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок), они начинают глубоко переживать произведение. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. И если эта работа ведется систематически, то к концу  учебного года дети становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей, словарный запас становится богаче, реже встречаются грамматические ошибки. Если дети и допускают неточности, то лишь в словах, которые они редко употребляют, в повседневной жизни. В речи детей становится больше прилагательных, уменьшается количество ошибок в ударении. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Начинают внимательно слушать своих сверстников, при обсуждении делают замечания.

В процессе работы я отмечаю, что у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У них формируются элементы творческого воображения. Необходимо добиваться, чтобы успехи в развитии речи делал каждый ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитиеВоспитатель: О.А. Бобрыш         Актуальность.Развитие речи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...

Самообразование воспитателя второй младшей группы на тему: Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Актуальность.Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, е...