Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
проект (старшая группа)

Щукина Евгения Васильевна

Актуальность.

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших ре продуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hd.slovo_.docx470.62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка Детский сад №14»

Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Подготовила: воспитатель Щукина Е.В.

Месяц

Тема недели

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя: «День знаний»

Оформить совместно с детьми центр речевого развития

Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»

Беседа «День знаний»

Игра «Что нам надо в школу»

Чтение загадок, поговорок

Рассматривание тем.альбома «Школьные принадлежности»

1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами

2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья»

Развлечение (коммуникация+

художественная литература)

« По страницам книжек»

2 неделя: «Вот и стали мы на год взрослее»

Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот»

Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»

Рассказывание по картине «Я большой»

3 неделя: «Мама, папа,

я-дружная семья!»

Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры

Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за ...»

Игра «Составь предложение»

Д/и «Моя родня»

4 неделя: «Мы сильные, смелые, ловкие!»

Чтение стихов о спорте, пословиц о здоровье и спорте,

Подвижные народные игры

Рассматривание иллюстраций с видами спорта

Слушание аудиозаписи песен о спорте

Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?»

Октябрь

1 неделя: Мониторинг

2 неделя:

Драматизация по сказке «»

Рассматривание тем.альбомов «Иллюстрации к потешкам», «Сказочные герои»

Дидактическое пособия «Фонетическая зарядка»

Чтение загадок-складок

Просмотр мульфильма «Колобок»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу»,«По грибы»

1. Предложить родителям консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

2. Консультация для родителей «Как заучивать стихи?»

3.  «Сказка – это серьезно.О роли сказки в развитии речи ребенка»

Конкурс подделок из природного материала «Любимое животное из рассказа»

Вечер досуга «Интервью у осени»

3 неделя: «Природа осенью»

Игра «Найди нужную картинку»

Заучивание стихов , Чтение закличек, поговорок, стих-ия В. Мирович «Все деревья облетели,..»,

А. Плещеев «Скучная картина!»

Рисование (с дальнейшей беседой) «За что я люблю осень»

Составление сюжетных картинок с фабульным развитием действия «Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»

Настольный театр «Лиса и кувшин»

4 неделя: «Что нам осень принесла!»

Чтение загадок, закличек, Чтение произведений И.Токмакова «Деревья» и

К. Ушинского «Спор деревьев»

Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень»

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметови «Ветры», «Листики осенние»

Ноябрь

1 неделя: «Широка страна моя родная»

Беседы «Наша малая Родина», «Калуга- мой дом»

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

Упражнение «Это важное слово»

Подвижное упражнение «Береза»

Игра «Семейка слов»

1. Консультация для родителей «Роль народных потешек в становлении речи старших дошкольников»

2. Предложить родителям сделать дид.игру

« Достопримечательности г.Калуги»

3. Предложить родителям альбом «Калужский фольклор», для ознакомления детей в домашних условиях с традициями г.Калуги

Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация»

2 неделя: «Неизведанное рядом»

Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…»

3 неделя: «В гости к светофору»

Чтение загадок по теме, стихов

Игра-ситуация «Поможем сказочным героям перейти дорогу!»

4 неделя: «Малая Родина»

Чтение художественных произведений по теме, беседа «Наш город», рассматривание тем.альбома «Калужский фольклор», народные Калужские игры, заучивание Калужских кол. песенок

Декабрь

1 неделя: «Что мы знаем о зиме?»

Чтение стих-ий ипересказ

Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем

Настольный театр «Зимовье зверей»

Составление описательных рассказов «Зимушка Зима»

1. Рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений

2. Консультация « Устное народное творчество в развитие речевой активности детей»

Утренник «Новый год»

2 неделя: «Зимние забавы»

Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий «Катание на лыжах», «Зимние забавы»

Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д.

3 неделя: «Зимушка-зима, белоснежная краса»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя ёлка»

 Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики»

4 неделя: «Новый год у ворот»

Чтение стих-ий

Е. Благинина «Сюрприз», «Новый год»

Чтение загадок

Составление рассказов из личного опыта.

Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику»

К.Чуковского «Елка»

Январь

1 неделя: «Рождественские вечера»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке»

Народные подвижные игры «

Дид.игра «Слова из сказки»

Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница»

1. Рекомендация родителям «Речевая готовность ребенка к школе»

2. Просьба к родителям изготовить пособия для дыхательных гимнастик из подручных материалов

3. Предложить родителям список литературных произведений по теме «Зимушка-зима», «Здоровье детей»

Спортивное развлечение «Встречаем олимпиаду» ( физическая культура+ коммуникация)

2 неделя: «Зима белоснежная»

Отгадывание загадок о зимних явлениях

Дидактические игры«Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима»,«Зимние забавы»

Чтение и заучивание стихотворений

С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Есенин «Пороша»

3 неделя: «Мы друзья зимующих птиц»

Дидактические игры «Я знаю эту птицу», чтение «Кто как зимует» Заучивание закличек, поговорок, пословиц

Рассказывание по сюжетным картинам «Зимующие птицы»

Чтение рассказов о птицах

4 неделя: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Чтение К.Чуковский «Айболит»

Рассматривание иллюстраций к произведению

Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю...», «Вместе с солнышком встаю,..»

Дыхательные гимнастики

Беседы «Что я знаю о себе», «Речевой аппарат».

Февраль

1 неделя: «Азбука этикета»

Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк»

Беседы «Я хороший, поэтому ...», «Мы не будем сороться»

Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»

1. Предложить родителям развивающие игры со стихами

2. Предложить родителям

тем.альбом «Деловые игры. Развитие речи в картинках» (с логическими играми по развитию речи)

3. Обратить внимание родителей на информацию «21 февраля- Международный день родного языка»

Развлечение «23 февраля- Днь Защитника Отечества» (музыкальное творчество+ коммуникация)

2 неделя: «Современные профессии»

Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет»

Д/и «Кому что принадлежит»

Составление описательных рассказов по фотографиям «Профессии родителей»

3 неделя: «Защитники земли русской»

Составление рассказов о папах по фотографиям

Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как ...»

Упражнение «Богатыри»

4 неделя: «Наша Армия родная!»

Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?»

 Чтение рассказа  «Наше отечество»

Рисование «Мой папа», с дальнейшим рассказыванием

Март

1 неделя: «Самая обаятельная и привлекательная»

Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки...», чтение стихов о маме,слушание песен

Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за ...», «Нет дороже бабушки»

1. Обратить внимание родителей на печатную консультацию

«Растим талантливого рассказчика»

2. Предложить родителям интернет-ресурсы (адреса сайтов) по теме «Развитие речи детей. Что полезно знать»

3. Предложить папам совместно с детьми, составить мини-рассказы с фотографиями на тему «Наша мама дорогая»

Утренник к»8 марта- Женский день»

Развлечение по сказкам «Животные из сказок»

2 неделя: «Мамина работа»

Пальчиковая игра «Я пеку...»,

Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк

3 неделя: «Животные наших лесов»

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна», поговорок, закличек, пословиц,загадкок о весне, признаках весны, птицах

Ситуативный разговор «Приметы весны»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Птицы прилетели»

4 неделя: «Мы друзья природы»

Чтение стихотворения «Подснежник»

Н. Романовой, заучивание Ф. Тютчева «Зима не даром злися»

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова «Три медведя»

Дид.игры

Рассказывание по схеме сказки « Маша и медведь»

Апрель

1 неделя: «Хочу все знать»

Рассматривание тем.альбома «Сказка ложь, да в ней намек...», «Опасность в сказках», с дальнейшим рассказыванием

Чтение произведений по данной теме

Упражнения «Хочу я многое узнать»

Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам»,

«Подбери синоним»

1. Предложить родителям сделать поделку ко Дню космонавтики

2. Консультация «2 апреля- Международный День Книги!»

3. Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет»

Спортивное развлечение «12 апреля- День космонавтики»

Музыкальное развлечение «Весна-красна»

Мониторинг

2-3 неделя: «Калуга космическая»

Беседа «Библиотека-дом, где живут книги», чтение русских народных сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, с дальнейшим рассказыванием

Составление описательного рассказа по картинкам «Белка и Стрелка», «Полет Гагарина в космос»

Чтение стихов, загадок о космосе

4 неделя: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

Игровое упражнение «Кто бежит, кто сидит?»

Чтение потешек «Водичка-водичка..»,

« Глазки, вы будете в жмурки играть?» и т.д.

Рассказ по схемам «Я здоровый ребенок»

Май

1 неделя: «Запомни-это надо знать!»

Чтение стихотворений об опасных предметах

Просмотр видео «Кошкин дом» по произв-ию С.Маршака

Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы»

Заучивание поговорок

1) Обратить внимание детей на информацию «27 мая- Общероссийский день библиотек». Проконсультировать- какие книги нужно брать в библиотеке

2) Родительское собрание на тему «Что теперь я знаю!»

3)  «Памятки для родителей по обучению связной речи»

Итоговое НОД «Что мы знаем о сказках и рассказах»

Выпускной «Досвиданье, десткий сад!»

2 неделя: «Не забудем памятные дни»

Рассматривание темат.альбома «Воины Калужской области»

Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина »

Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме)

3 неделя: «Мы теперь ученики»

Чтение стихотворения

Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово»

4 неделя: «Лето на пороге»

Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору»

Рассказывание по иллюстрациям сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Проект развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляю...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, н...