ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
проект по развитию речи (старшая группа)

ПРОЕКТ

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

                                                                                                   

Авторы проекта: Величко О. А., Поветкина М. А., Столбовая Е. Н.

Вид проекта: долгосрочный, творческо-речевой.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках МБДОУ Д/с № 27

Обоснование актуальности и значимости проекта

Обоснование проекта: Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.  Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для  физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.

Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания педагогов об игре:

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В. Менджерицкая).

 «Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).

«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется  - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В. Чиркова).

Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.

 Отсюда тема  проекта: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Актуальность  данного проекта определяется  растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения.

      В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

 Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель проекта – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

•        изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности;

•        развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу,  выразительность движений;

•        способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения;

•        оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития речи;

•        определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми, взаимодействия с их родителями и педагогами ДОУ;

•        создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Ожидаемый результат:

•        будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;

•        будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;

•        обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;

•        у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;    

•        у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития    ребенка;

•        родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Разработка проекта

Создание условий

Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, театральных кукол и костюмов. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон. Оформление театральных уголков для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе обновить стойку для элементов костюмов, простые декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Занятия проводить под музыкальное сопровождение, тогда на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включить дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Предусмотрены консультации музыкального руководителя.

Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько этапов:

  - Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени вперед, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:

  - Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним,  чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

 - Игры – драматизации.

  - Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

 -  Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

  - Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

 - Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

  - Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

-  Подвижные речевые игры с персонажами сказок

 -  Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).

  - Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).

 -  Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).

 -  Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен.

  - Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Координация деятельности участников проекта

Воспитатели:

  • Планируют познавательно – речевую и театрально – игровую деятельность детей
  • Разрабатывают  систему занятий, игр, упражнений.
  • Отбирают методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям. 
  • анкетирование родителей
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультирование, беседы);

Музыкальный руководитель:

  • Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально – речевых связей.
  • Подбирает пьесы для постановки с детьми.
  • Совместно с воспитателями и родителями разрабатывает сценарии утренников.

Родители:

- Чтение сказок с детьми.

Рекомендации:

-  По развитию интонационной выразительности речи,

-  По разучиванию диалогов между героями сказок;

-  По развитию мелкой моторики

-  Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;

-  Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- Знакомство с речевыми играми.

Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые занятия и праздники.

В целях реализации проекта разработаны мероприятия речевого развития для детей  старшего дошкольного возраста:

1. Беседа – лекция «Знаете ли Вы своего ребёнка» .

2. Консультация «Недостатки речи у детей дошкольного возраста».

3. Практическое задание для родителей «Составление сказок и составление книжек – малышек».

4. Тематическое мероприятие «Театральная игрушка в руках ребёнка»

5. Изготовление атрибутов к сказкам.

6. Тематическое мероприятие «Мы актёры» (показ сказки детям младших групп: Старшая группа «Муха цокотуха»

7. Консультации для родителей и воспитателей «Развитие речи дошкольников».

8. Смотр-конкурс для воспитателей, воспитанников и их родителей «Музыкальная мастерская»

9. КВН « В гостях у Сказки».

10. Фотовыставка «Театральный калейдоскоп».

12. Фото - выставка: «Посещение театров и кинотеатров с семьёй».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007

3.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

4.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, н...