Главные вкладки

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
    консультация (старшая группа) на тему

    Давлетьярова Галия Галиевна

    Мастер- класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_teatr.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме:

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Давлетьярова Галия Галиевна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 7 Теремок»

    Вступительное слово

                Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль ребёнок выбирает в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе. Развитию этих качеств, способствуют занятия театрализовано – игровой деятельностью.

              Сегодня я вас познакомлю с некоторыми игровыми приемами как можно развивать воображение и речь детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технологии.

    Социо-игровая технология – это сочетание игрового момента и социума. Стоит она на трех китах:

    * движение (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении)

    * вариативность (смена мизансцен, возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столом, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)

    *малые группы (фронтальная работа со всеми детьми с одновременным делением на команды)

    Социо-игровая технология позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя.

                Использование социо-игровой технологии позволяет провести емкую и насыщенную по содержания работу, т.к. театрализованная деятельность включает в себя 5 разделов, что очень трудно и практически невозможно по времени провести на обычном занятии. На занятиях, где используется данная технология, т.е. работа по командам, упрощает эту задачу.

              Теперь я предлагаю вам познакомится с каждым из разделов театрализованной деятельности и с некоторыми игровыми приемами по развитию речи и воображения по этим разделам.

    Для этого предлагаю Вам разделиться на 4 команды.

    Я приглашаю капитанов команды подойти ко мне и вытянуть из моего «волшебного» мешочка лист, на котором написан раздел, с которым будет работать ваша команда. А для успешной работы мы проведем с Вами разминку «Звукоподражатели».

     Человек обладает самым совершенным в мире голосовым аппаратом. Уникальность нашего голоса выражается не только в том, что мы можем говорить или петь. Человек своим голосом способен воспроизвести любой звук: от писка мышонка до рѐва реактивного самолета. Тех людей, которые лучше других повторяют звуки окружающего мира, называют “имитаторами” или “звукоподражателями”. Попробуйте стать имитаторами и покажите звуковую зарисовку, которую можно было бы назвать так:

     “Утро в деревне”

    1. Раздел «Техника и культура речи»

    Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать свои мысли (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

     Приглашаю всю команду в круг, чтобы поработать над этим разделом.

    Капитан команды начинает рассказывать сказку, в начале которой встречаются звуки. Вы их будете четко произносить, а затем каждый из вас друг за другом будет придумывать по предложению, продолжая сказку. В конце - концов у вас должна получиться законченная сказка.

    Итак:

    Наступило утро, и запели птицы.. Чив-чив-чив

    Над цветами зажужжали пчелы: Ж-ж-ж.

    Где – то зафыркала кошка: ф-ф-ф

    Вдруг засвистел ветер: С-с-с

    Зашумели деревья: Ш-ш-ш

    Закапали капли дождя: Кап-кап-кап

    Повсюду зазвенели звонкие комары: З-з-з

    Их было так много, что больше всех этому обрадовалась зеленая лягушка…

    А что было дальше, продолжите сказку…

    (получилась ли у вас сказка и почему?)

    2. Раздел «Кукловождение»

    Этот раздел помогает вживаться детям в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения своего героя: жесты, движения, мимику, способность сопереживать героям сказок, умение владеть своей рукой, кистью руки, пальцами; совершенствуются двигательные способности руки, а так же умение напрягать и расслаблять различные группы мышц руки, вплоть до полной релаксации.

    Вашей команде я предлагаю поработать с пальчиковым театром. Из моего «волшебного мешочка» каждому предлагается достать фигурку – героя для пальчика. Всей команде нужно договориться и составить небольшую интересную сказку с участием выбранных героев.

    Одна команда выступает, другие внимательно слушают, чтобы ответить на вопрос: получилась ли у них сказка и если не получилась, то почему?

    3.Раздел «Ритмопластика»

    Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.  

    Вашей команде нужно представить, что вы находитесь в магазине игрушек, в котором очень большой выбор и ассортимент. Сейчас вы услышите музыкальную игру «Магазин игрушек» под которую вам нужно представить себя игрушкой и изобразить ее всем. Пока музыка играет каждый участник команды изображает услышанную им игрушку.  

    Остальные смотрят, стараются ответить на вопрос удалось ли участнику изобразить своего героя, передать его характерные особенности под музыку.

    4. Раздел «Театральная игра»

    Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Игра «Новый характер у старой сказки»

    Представьте, что

      Колобок - жестокий и коварный

      Машенька (“Машенька и медведь”) - глупая и слезообильная

     Волк (“Волк и семеро козлят”) - добрый и заботливый

     Курочка Ряба - капризная и высокомерная

     Емеля (“По щучьему велению”) - жадный и хитрый

    Остальные слушают отвечают на вопрос удалось ли изменить характер героя?

    И последний 5. Раздел «Основы театральной культуры»

    Этот раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

    Рефлексия:

    - Как вы себя чувствовали в позиции обучающегося?

    - Какие выводы, открытия вы для себя сделали?

    - Какие приемы вам больше всего понравились, почему

     И в  заключении скажу, что данный практический материал можно использовать при развитии речи и воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность: при планировании и проведении конкретных занятий по театрализованной деятельности, включать данные упражнения и игры по развитию воображения в другие виды занятий, при планировании режимных моментов, а так же при разработке и организации развлечений, и досугов, и праздников для дошкольников.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

         Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретен...

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры....

    Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

    ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...

    « Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Исследования: выявить пути развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде....