Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

В детском саду серьезное внимание уделяется речевому развитию детей, как одному из важнейших условий полноценного усвоения знаний, формирования различных сторон психической деятельности дошкольника и подготовке к школе, но результаты диагностики свидетельствуют о том, что у детей низкий уровень выполнения программы по речевому развитию. Поэтому автора опыта заинтересовала эта проблема. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, развивает память, внимание, способствует улучшению интонационной выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

     

Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Сентябрь

 №п/п

Мероприятие

Цель, задачи

Виды работы

1 неделя

Беседа с детьми «Что такое театр?»

Дать детям представление о театре. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. Разъяснить детям выражения «зрительская культура» и «театр начинается с вешалки».

Презентация «Путешествие по театру».

2 неделя

Беседа – диалог «Театральные профессии»

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор, костюмер и др. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Беседа – диалог с детьми.

Вопросы к детям поискового характера: что такое декорации, для чего они нужны?

Просмотр видеоролика.

3 неделя

Беседа-диалог «Как вести себя в театре».

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Чтение стихов, беседа, просмотр видеоролика.

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

4 неделя

Просмотр театральной постановки в Д/К «Лебединец»

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Вызывать интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, концентрируя внимание до конца спектакля.

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, актёр, дублёр

Октябрь

1 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Учить пользоваться интонациями при   произнесении фраз; воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений; творчески передавать образы через имитационные движения.

Учить выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, разыгрывать сценки, взаимодействовать с партнерами; с помощью элементов декораций оформлять игру.

. Игры: «Давай поговорим», «Сочини предложение», «Фраза по кругу».
 

Игра «Магазин игрушек»; игр. упр.: «Мышки», «Цыплёнок». 

По стихотворению С. Маршака «Колечко».

2 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Учить строить диалоги, пользоваться разными интонациями.

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой; творчески передавать образы через имитационные движения.

Учить выразительно используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, разыгрывать сценки.

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок», «Удивлённый бегемот»,

«Весёлый Старичок Лесовичок».

Игры и упражнения: «Жадный медведь», «Разные лица», «Кошечка»

Рассказ «Живая шляпа»

3 неделя

Культура и техника речи

Мимика, жесты, чувства, эмоции

Драматизация

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать умение передавать чувства и эмоции, овладевать ими.

Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Игры: «Телефон», «Зеркало».

Этюды: «Испуг», «Удивление».

 Стихотворение А. Апухтина «Кузнечик».

4 неделя

Культура и техника речи  

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Развивать силу голоса и речевое дыхание активизировать мышцы губ.

Учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. творчески передавать образы через имитационные движения.

Учить выразительно, используя разные интонации, изображать героев, взаимодействовать с партнерами. Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями.

Артикуляционная гимнастика, игра

«Гудок».

Игра «Расцвели как цветы», «Аист», «Пингвин».

Настольный театр по сказке «Репка».

Ноябрь

1 неделя

Культура и техника речи

Эмоции, чувства, мимика и жесты

Драматизация

Учить интонационно, выразительно проговаривать фразы; умение пользоваться логическим ударением.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа. учить с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться

в любом обществе.

 Игра «Павушка летела», «Пчёлы в улье», чистоговорки.

Этюды: «Любящие родители», «Утреннее фото».

 

По стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово»

2 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Учить подбирать простейшие рифмы.

Побуждать детей к импровизации; учить творчески передавать образы через

имитационные движения.

 Учить детей быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.

 Игра «Сочинялки».

Расскажи стихи руками (Е. Благинина «Одуванчик», В. Д. Берестов «Дети в школу собирайтесь…»).

 По стихотворению А. Барто «Маша обедает»

3 неделя

Культура и техника речи

 

Чувства, эмоции, мимика, жесты.

Режиссёрская игра

 Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умению сочинять небольшие сказки.

Развивать детское воображение; обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Учить выразительно, используя разные интонации изображать героев сказки.

Игра «А если бы…».

Этюды: «Делай как я», «Капризуля».

Театр картинок по р. н. сказке «Волк и семеро козлят».

4 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Спектакль

Развивать связную речь; привлекать детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов.

Учить творчески передавать образы через

имитационные движения, навыки; воспитывать партнерские отношения в игре.

Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями.

Рассказывание народных сказок, потешек, песенок.

Игра «Представьте себе», «Загадки без слов», «Лиса», «Медведь».

По р.н. сказке «Теремок».

Декабрь

1 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Развивать силу голоса и речевое дыхание активизировать мышцы губ. Отрабатывать чёткую дикцию.

Учить изменять тембр голоса, передавая эмоции человека.

Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.

Игра «Зеркало»,

Игры: «Большой-маленький», «Звукорежиссёр».

По сказке К.И Чуковского «Федорино горе».

2 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Развивать монологическую речь, произносить фразы с разной интонацией

Развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развивать сценическую раскрепощённость.

Учить выразительно, используя разные интонации изображать героев сказки.

Игра «Договорим то, чего не придумал автор», упражнение «Дай мне куклу».

Этюд «Я садовником родился».

Театр картинок по сказке К.И. Чуковского «Телефон»

3 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке

Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки

Р.н. сказка «Курочка Ряба».

Игровое упражнение «Изобрази эмоцию»

Сказка Ш. Перро «Красная шапочка»

4 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

 Режиссёрская игра

Развивать интонационный строй речи.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную

Учить выразительно, используя разные интонации, изображать героев, взаимодействовать с партнерами.

Стихи А. Барто

Показ и отработка движений животных

Пальчиковый театр по сказке «Колобок»

Январь

2 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

        

Драматизация

Развивать силу голоса и речевое дыхание активизировать мышцы губ. Отрабатывать чёткую дикцию проговариванием скороговорок.

Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти; совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

Раскрывать значение вежливых слов, правильно употреблять слова в речи.

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

скороговорки.

Пиктограммы, изображающие радость, грусть, злость, страх; этюды.

А. Кандратьев «Добрый день»

3 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Упражнять детей в подборе рифм к словам

Учить выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, взаимодействовать с партнерами.

Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения.

Игра «Придумай рифму».

Как живёшь?»

«Волк», «Заяц». 

 «Слон», «Кенгуру». 

Театр на магнитах по придуманному сюжету.

4 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Учить детей связно и логично передавать мысли

Учить распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса; упражнять детей в

изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

Развивать разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жесты).

Рассказы детей по ассоциациям.

Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

По сказке КИ. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Февраль

1 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Развивать связную образную речь, творческую фантазию.

Развивать навыки импровизации, фантазии, творческое воображение; учить передавать характер персонажей в движении,

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку, учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

«Цепочка слов», «Небылицы».

Игра «Моя вообразилия»,

игр. упр. «Жираф», «Слон».

По сказке К.И. Чуковского «Краденое солнышко»

2 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли; развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

 Игра «Шкатулка со сказками».

 Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

3 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.

Учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики; совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения; развивать творческие способности.

Рассказывание детьми знакомых сказок.

Игра «Я защитник Родины».

Настольный театр «Красная шапочка». Сказка на новый лад.

4 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

 

Спектакль

Учить интонационно, выразительно проговаривать фразы; умение пользоваться логическим ударением.

Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к показу сказки; совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

Чистоговорки.

Сказка К. Чуковского «Айболит и воробей»; игровое упражнение «Изобрази настроение».

По р.н. сказке «Лиса, заяц и петух».

Март

1 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

развивать воображение, пантомимические навыки воспитывать партнерские отношения в игре.

Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев; развивать социальные навыки общения.

Игра «Живые слова».

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки».

 Игра «Представьте себе».

По сказке К.И. Чуковского «Путанница».

2 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Развивать фантазию, монологическую и диалогическую речь.

Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам.

Совершенствовать образные исполнительские умения; развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Игра «Телефон», «Зеркало»

Игра «Изобрази героя»

По сказке С. Я. Маршака «Цирк».

3 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

 Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

 Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты

Игра «Какое слово заблудилось»

Игра «Как живёшь?»

Отрывок из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

4 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Режиссёрская игра

Называть признаки и действия предмета; обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова близкие по смыслу.

Учить распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса; упражнять детей в

изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

Учить выразительно, используя разные интонации, изображать героев, взаимодействовать с партнерами.

Игра «Скажи, какой?»

Игра «Зоопарк настроений».

Театр «Варежка» по сказке «Заюшкина избушка».

 

Апрель

1 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.

Развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.

Учить детей обыгрывать текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа; способность и пластическую выразительность

Игра «Подбираем рифмы».

 «Два притопа, два прихлопа»

По сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

2 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Учить изменять тембр голоса, передавая эмоции человека.

Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей сказки.

Игра «Сказочные слова»

Игры: «Большой-маленький», «Звукорежиссёр».

По сказке В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок».

3 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Формирование симантических полей, расширение словаря антонимов; развитие творческих способностей.

Учить творчески передавать образы через имитационные движения.

Совершенствовать умение детей передавать интонацией голоса образы персонажей сказки,  воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Игра «Бывает-не бывает».

Игры-имитации: «Белка», «Обезьянка», «Волк», «Собачка»

Театр картинок по р.н.сказке «Гуси-лебеди

4неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Режиссёрская игра

Развивать силу голоса и речевое дыхание активизировать мышцы губ. Отрабатывать чёткую дикцию проговариванием скороговорок.

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Учить выразительно, используя разные интонации, изображать героев, взаимодействовать с партнерами. Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед детьми младших групп.

Скороговорки.

Игра с карточками «Найди и покажи эмоции».

Театр нагопите по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Май

1неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Драматизация

Развитие понимания и активизации слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.

Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты

Игра «Придумай историю».

Игра «Отгадай, кто мы»

По сказке С.Я Маршака «Усатый-полосатый».

2 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Драматизация

Развивать монологическую речь, произносить фразы с разной интонацией.

Учить творчески передавать образы через имитационные движения

Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей сказки.

Игра «Пчёлы в улье».

Игры-имитации: «Белка», «Обезьянка», «Волк», «Собачка»

В. Сутеев «Под грибом»

3 неделя

Культура и техника речи

Ритмопластика

Режиссёрская игра

Развивать темп речи, закреплять понятие «быстро», «медленно», «уверенно».

Учить творчески передавать образы через имитационные движения, используя разные интонации, мимику, жесты.

Совершенствовать выразительность голоса при показе сказки; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

Потешки, скороговорки.

Игры-имитации: «Аист», «Птица», «Змеи», «Рыбка»

По сказке «Три медведя».

Театр кукол по сказке «Маша и медведь».

4 неделя

Культура и техника речи

Чувства, эмоции, мимика, жесты

Спектакль

Развивать словарь, воображение, познавательные функции, освоение противоположных черт характера сказочных персонажей.

Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

Учить выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, взаимодействовать с партнерами. Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями.

Игра «Волшебная труба».

Пиктограммы, изображающие радость, грусть, злость, страх; этюды.

По сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»...

ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....