Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
проект

Тарбеева Ольга Николаевна

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tarbeeva.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Классификация проекта:

- по составу участников – коллективный проект (групповой)

- по целевой установке – развитие речи  детей через театрализованную деятельность

- по тематике – творческий проект

- по срокам реализации – долгосрочный проект

- Длительность проекта:  01.09.2021г-31.05.2022г.

Участники проекта:

- дети старшей группы;

- родители;

- педагоги;

- музыкальный руководитель;

Актуальность проекта

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.

В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать,  делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Цель проекта: Развивать связную речь дошкольников  через театрализованную деятельность.

Задачи для детей:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;

- Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;

-  Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

- Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

- Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

- Развивающие:

- Развивать интонационный строй речи детей;

-  Развивать речь детей как средство общения;

-  Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;

- Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

- Воспитательные:

-  Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 - Воспитать любовь к искусству.

Задачи для педагогов:

 - Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- Познакомить детей с видами театра, вызывать эмоционально-положительное отношение к нему;

- Подбор литературных произведений для театрализованных игр;

Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить собственный уровень знаний и создать методическую базу по театральной деятельности.

Задачи для родителей :

-Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности детей.

- Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

- Пробудить интерес  родителей к теме проекта.

Ожидаемый результат: повысился интерес к театрально - игровой деятельности, различным видам театра;

- развиты элементы актерского мастерства;

- созданы условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности (усовершенствовано исполнительское творчество, развита способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, умение импровизировать средствами мимики, интонации, выразительных движений);

- созданы условия для совместной театрализованной деятельности со взрослыми;

- активизирован и усовершенствован словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высота и тембр голоса, пополнен словарный запас, сформировано умение строить диалог;

- развита фантазия, воображение, память, наблюдательность;

- сформирована уверенность в себе, положительная самооценка, умение преодолевать комплексы;

- воспитаны нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развито чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

Этапы реализации проекта:

1 этап Подготовительный: 

- Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

- Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта: Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.

 Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;  Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»; Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» и др.

- Подбор художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (изготовление различных видов театра, музыкально-дидактических игр и пособий,  оформление центра театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»).

- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности.

II. Основной этап.
- Постановка театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.

- Чтение художественных произведений.

- Театрализованные представления для детей.

- НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей.

- Театрализованные игры, развлечения, праздники.

- Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.


III. Заключительный этап.

- Анализ проекта.

- Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ».

- Итоговая педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»

- Оформление лепбука «Мир театра»

- Обобщение результатов работы (в форме презентации).

- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников  младшей, средней группы.

 План работы по реализации  проекта

Сроки

Этапы реализации проекта

Организационно - подготовительный этап

Сентябрь

Октябрь.

Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта:

Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. Фомичева М.Ф.

«Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.

 Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»; Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»; Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» и др.

Подбор художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (изготовление различных видов театра, музыкально-дидактических игр и пособий,  оформление центра театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»).

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!».

        Основной этап

Сентябрь

«Что такое театр?»

Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить их знания о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности.

Беседа о театре. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Знакомство с правилами поведения в театре.

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

 Октябрь

«Учимся быть артистами»

Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция»,

пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость  и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике и подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и  изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

Игры: «Передавалки», «Приветствие» с карточками –рисунками.

Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера.

Рассматривание сюжетных картинок.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек.

Игра «Угадай эмоцию».

Упражнения на различные эмоции.

Игра «Испорченный телефон».

Октябрь

«Настольный театр игрушек»

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию;

использовать разнообразные  игрушки – фабричные и самодельные.

Игры на знакомство.

Игра «Кто это?»

Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто).

Октябрь

«Тянут-потянут – вытянуть не могут»

Порадовать детей; вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

Игра-имитация «Догадайся, о чем я говорю?».

Имитационные упражнения «Изобрази героев».

Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол.

Чтение стихотворения «Спор овощей».

Распределение ролей.

Октябрь

«Игра Лесная – сказка осенних листьев»

Учить разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья; развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.

Драматизация произведения «Спор овощей» на Осеннем празднике.

Подбор костюмов.

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Двигательная импровизация «Летел листочек»

Ноябрь

«В гости к сказке»

Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию;

изготовить персонажы и декорации (двусторонние с опорой); познакомить детей с особенностями управления картинкой-персонажем.

Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба.

Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Чтение сказки «Кто сказал «Мяу?»

Распределение ролей с помощью загадок.

Ноябрь

«Игра в спектакль»

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности.

Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок».

Речевая минутка: «Ветерок», «На дворе» и т.п.

Постановка «Кто сказал «Мяу?»

Беседа о технике безопасности при работе с ножницами.

Изготовление персонажей с помощью трафаретов.

Ноябрь

«Веселое путешествие

в сказку»

Учить средствами  мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

обучать  четкой и правильной артикуляции;

развивать  воображение, мелкую моторику рук;

введение понятия «Скороговорка».

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.

 Игра «Угадай героя».

Драматизация сказки.

Чистоговорки, скороговорки.

Инсценировка сказки «Кто сказал «Мяу?» с использованием кукол из бумаги, которых дети нарисовали, раскрасили и вырезали сами.

Декабрь

«Веселые стихи»

Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятие «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам,

вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.

Дидактическая игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов».

Физкультминутка «Бабочка».

 «Веселые стихи».

Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка».

Дыхательное упражнение «Слоговые   цепочки».

Скороговорки, чистоговорки.

Чтение сценки «Белоснежка и семь гномов».

Декабрь

«Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей»

Познакомить детей с зимней сказкой «Зимовье зверей» при помощи кукольного театра; учить внимательно слушать и смотреть драматизацию и эмоционально откликаться на нее;

развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Пантомимические и интонационные упражнения на развитие  творческого     мышления  и  воображения:   а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».

 Знакомство со сказкой«Зимовье зверей».

 Рассматривание иллюстраций.

Беседа по содержанию сказки.

Распределение ролей, отгадывая загадки.

Январь

«Сказки из сундучка.

Повторное чтение «Зимовье зверей»

Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; обучать детей пересказу с использованием мнемотаблицы;

учить внимательно слушать  произведение и эмоционально откликаться на него;

учить вступать в диалог.

Этюд «Лиса по лесу ходила»

Этюд «Я медведя поймал!»

Игра на воображение детей «Заколдованные животные»

Чтение и пересказ сказки (Работа с мнемотаблицей).

Январь

«Приключения в лесу»

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица;

совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Игра «Кто в домике живет?»

Инсценировка русской народной сказки «Зимовье зверей».

Январь

«В гостях у бабушки»

Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; обучать пантомиме, передача выразительного образа, развивать координацию движений; познакомить с произведением «Два жадных медвежонка».

Игра «Дружок».

Этюд «Курочка, цыплята и петушок».

Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Обсуждение особенностей в исполнении характеров  героев.

Выбор костюмов к сказке. Распределение ролей.

Январь

«Такое разное настроение»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./

Отгадывание загадок.

 Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».

Репетиция сказки «Два жадных медвежонка».

Февраль

«Спешим на представление»

Вызвать у детей эмоциональный

настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

Драматизация  сказки «Два жадных медвежонка».

Февраль

«Муха-Цокотуха»

Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха»;  учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха».

Распределение ролей.

Характеристика героев сказки.

Пантомимические  упражнения к сказке.

Февраль

«Веселые затеи»

Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

 Творческая игра «Что такое сказка?».

Сценка «В гости к Мухе-Цокотухе».

Март

«Кто стучится в нашу дверь?»

Побудить детей включаться в ролевой диалог; развивать образную речь; совершенствовать навыки четкого и эмоционального

чтения текста;

учить разгадывать загадки.

Игра «Кто в гости  пришел?».

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.

Выбор костюмов к сказке.

Подготовка декорации.

Репетиция сказки «Муха-Цокотуха».

Март

«Веселое представление»

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

Драматизация музыкальной сказки «Муха Цокотуха».

Март

«Весна в природе»

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство;

побуждать детей к двигательной  импровизации.

Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы».

Этюд «Стрекоза», «В гнезде».

Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы».

Знакомство со сказкой «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой).

Март

«Драматизация сказки «Заяц в огороде» Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с

событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Драматизация сказки «Заяц в огороде».

Заключительный этап (обобщающе-результативный).

Апрель май.

Занятие «Какой он театр?» Анализ проекта.

Мастер-класс для педагогов  «Театрализованная деятельность в ДОУ».

Итоговая педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»

Оформление лепбука «Мир театра»

Обобщение результатов работы (в форме презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»...

ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....