Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие
консультация на тему

Бобрыш Ольга Александровна

Развитие речи детей

 младшего дошкольного возраста

 через

художественно-эстетическое развитие

Воспитатель: О.А. Бобрыш

         Актуальность.

Развитие речи у детей через художественно-эстетическое развитие помогает решать многие задачи:

1.        Развивать связанную и грамматически-правильную речь в ненавязчивой форме.

2.        Расширять словарный запас детей.

3.        Формировать познавательный интерес.

4.        Развивать творческие способности.

 

     Цель моей работы - повысить уровень развития речи детей через художественно-эстетическое развитие.

      Задачи:

·        развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

·        обогащать словарь детей, активизировать его;

·        совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

·        побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

·        способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

 

 

 

          Являясь руководителем «Театрального кружка» я считаю, что для развития речи детей очень важна театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)

          Размышляя над вопросом развития речи у детей, я пришла к выводу, что помочь повысить уровень может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

            Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

            Обследуя речевое развитие  детей я выяснила, что многие дети не знают детские народные сказки; после прочтения сказки не отвечают на вопросы по содержанию, не могут пересказать небольшой отрывок, очень застенчивые.

            Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

  В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

          Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

          Я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. Ведь всё также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

       Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.    

 

 

 

 

Значение изобразительной деятельности для развития речи младших дошкольников

 

Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности. Я изучаю проблему развития речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно–эстетическое развитие». В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Когда ребёнок изображает простейшие предметы и явления, он познаёт их, у него формируются первые представления. Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Попробуйте придумывать вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашивайте, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…».

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом и стимулируется развитие творчества ребёнка.

В моей группе дети очень любят рисовать и лепить. Эти виды деятельности предполагает совместное творчество взрослого и ребенка, развивает речь, фантазию и творчество.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.        

     Изображение предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и т. д. предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Они придают нарисованному предмету движения (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

Таким образом, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при  ее развитии.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

 Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал, где тесно сплетаются речь и творчество.

 

Стихи  «Уроки рисования в стихах (М. Реттих)»

 

Начинаем рисовать 
Рисовать, как всем известно, 
Очень-очень интересно! 
Открывай альбом, тетрадку, 
Начинаем по порядку. 
Для начала нарисуем 
Просто линию прямую.

После этого, дружок, 
Нарисуем-ка кружок. 

Получился из кружка 
Кругленький воздушный шар. 
Он, взлетая к облакам, 
Хвостиком помашет нам. 

Круг над линией прямой - 
Это солнце над водой. 
Опускается оно - 
И становится темно. 

Что-то небо потемнело - 
Это туча прилетела. 
Но художникам она 
Ну нисколько не страшна!

Если вдруг начнется дождик, 
Быстро нарисуем зонтик. 
Сразу - полукруглый свод, 
После - спицы, ручка - вот. 
Дождику нас не достать, 
Отправляемся гулять!

Тучки рисовать несложно. 
Снизу ствол добавить можно, 
Пару черточек - и вот 
Яблоня у нас растет.

Яблок нет совсем на ней, 
Нарисуем их скорей.

Чтобы яблоки собрать, 
Нужно лестницу достать. 
Залезаем выше, выше, 
Яблочки все ближе, ближе.

Сложим яблоки в корзины, 
Чтобы сохранить на зиму. 
Яблок много - как же быть? 
Тяжело в руках тащить!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

"Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...