Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Юшманова Валентина Сергеевна

Цель программы:

формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором; 2.Обогащать, активизировать речь детей;

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры; 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль;

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки; 6.Учить подражать движениям взрослых;

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память;

2.Развивать интерес к народному творчеству;

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей;

4.Развивать внимание, зрительное восприятие;

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек; 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка;

4. Самостоятельные действия ребёнка.

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие

 педагогические принципы

  • уважения личности ребёнка, обучение и воспитание в доступной, соответствующей его возрасту форме;
  • индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей;
  • оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

Форма работы с детьми:

Кружок проводится по вторникам с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Ожидаемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей  с фольклором;

3.Освоение детьми  невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность  в себе, преодоление  робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7. Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

8.Знакомство  родителей с  особенностями  развития мелкой моторики рук у детей.

Учебный план работы кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

на 2019 – 2020 учебный год.

Название курса

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

4 занятия в 1 группе.

32

10 - 15

18 чел.

План занятий во второй младшей группе.

Месяц

Содержание

образовательной деятельности

Цель:

Развивающая

предметно-

пространственная среда

Сентябрь

песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».;

 русская народная сказка «Теремок»;пальчиковая игра

 «Апельсин»,

«Пальчики, здравствуйте».

Развивать моторику рук;

 вызвать желание следить за развитием действий в настольном театре,

сопереживать персонажам в русской народной сказке.

Настольный театр; деревянный театр «Теремок»

Октябрь

Потешка «Мягкие лапки,а в лапках-царапки»,

 потешка «Тили-бом! Тили-бом!»,

 русская народная сказка «Колобок» (кукольный театр),

пальчиковая игра «Комар»

Развивать умение обсуждать содержание потешки;

 обучать детей показу сказки с помощью кукол (на руку),

вызвать радостное настроение.

Кукольный театр «Колобок»

Ноябрь

Потешка «Вот и вышел человечек»,

 потешка «Сидит белка на тележке»,

украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка),

 пальчиковая игра «Кролик»,

 разучивание  «Я умница-разумница» (Играем с куклой)

Развивать устойчивый интерес к инсценировке сказки.

 Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств.

Маски героев сказки. Кукла.

Декабрь

Потешка  «Варись, варись кашка»,

 знакомство с русскими народными загадками

 домашних животных ,

 русская народная сказка

 «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

 Стих-е «Белый снег пушистый»

Развивать умение детей подражать действиям взрослого,

 согласовывать действия со словами;

 знакомить с театральными куклами

, развивать у детей интерес театрально-игровой деятельности,

 воспитывать умение следить за развитием  действия в кукольном спектакле.

Фигуры «Домашние животные», дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Январь

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»;

 пальчиковая игра «Варежка»;

 хороводная игра «Как кошки расплясались»                    

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.

Формировать положительное отношение к ней.

 Развивать речь: обогащать словарь,

формировать умение строить предложение,

 добиваться правильного и четкого произношения слов.

Музыкальное сопровождение.

Февраль

Потешка  «Коза-хлопота»,

 загадывание загадок о зиме,

знакомство со сказкой

«Снегурочка и лиса» (настольный театр)

Воспитывать умение следить за  развитием действия в народной сказке,

понимать ее содержание; учить отгадыванию загадок.

Настольный театр.

Март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»,

 «Бегут ручьи»; русская нар. сказка

«Заюшкина избушка» (инсценировка);

 пальчиковая игра «Моя семья»

Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики,

 жеста, движения;

 формировать умение концентрировать внимание на чтении сказки,

развивать интерес к инсценировки сказки,

желание принимать в ней участие, вызывать эмоциональный отклик.

Маски героев сказки, ширма.

Апрель

«Солнышко покажись…»; потешка

 « Курочка-рябушечка»;

 русская народная сказка «Курочка Ряба»

(кукольный театр); пальчиковая игра «Дом»

Разучивание русской народной потешки;

 формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека

и адекватно реагировать.

 Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение

Кукольный театр.

Май

Потешка «На дубочке»; песенка «Жили у бабуси»;

 пальчиковая игра «Наш красивый петушок»;

 сказка «Гуси- лебеди».

 Анализ театрально-игровой деятельности детей

Продолжать развивать речь детей, 

развивать умение детей обсуждать содержание потешки;

 воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешки. 

Познакомить с русской нар. сказкой.

 Продолжать побуждать детей внимательно следить за развитием действия в

народной сказке, понимать

содержание, уметь отвечать на

вопросы педагога.

Иллюстрации, картина «Гуси – лебеди».

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду», - Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.;
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада: книга для воспитателя дет.сада/ В.В. Гербова. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. – 111с.;
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0265/index.shtml?from_page=1;
  4. Русские народные песенки для маленьких, ссылка на источник: https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-pesenki/
  5. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», -М.: Изд-во: Детство – Пресс, 2013. https://www.labirint.ru/books/246943/
  6. Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1976. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/uchim-detey-otgadyvat-zagadki;

Приложение №1.

Месяц

Тема занятия

сентябрь

1.Мы шагаем, мы шагаем выше ножки поднимаем. 

2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости недель восемь,
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Апельсин»

 Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа, эта долька для утят,

Эта долька для котят, эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)

Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

октябрь

1.Потешка «Мягкие лапки, а в лапках царапки»

2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом, идет дым столбом!
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем, а собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом. Раз! Раз!
Раз! Раз! И огонь погас!

3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
 

4.Пальчиковая игра  Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

ноябрь

1.Потешка «Вот и вышел человечек»

2.Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, продает она орешки: (загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в зобок, кому в платок, кому в лапочку .

3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Кролик»

Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)

Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")

Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)

5.Играем с куклой.

декабрь

1.Потешка «Про кота -воркота»

 

2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

4.Белый снег пушистый.

январь

1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

2.Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

февраль

1.Потешка «Коза-хлопота»

2.Загадывание загадок о зиме.

3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр).

март

1.Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить. Зачем ей печь?

Обед варить. Зачем обед?

Гостей кормить. А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

2.Бегут ручьи.

3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

4.Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

 

Дома дружная семья:

Это – мама, (свернуть безымянный палец)

Это – я, (согнуть мизинец)

 Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)

Это – папа, (согнуть указательный палец)

Это – дед, (согнуть большой палец)

 И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)

апрель

1.Потешка «Солнышко покажись…»

2.Потешка « Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
 

3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было, дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены»,

 затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)И тюльпан в саду

 расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

май

1.Потешка «На дубочке»На дубочке, на дубочке, тут сидят два голубочка.У них шейки

 голубые, у них перья золотые,Красные кафтанчики, синие карманчики.На дубу они сидят,

меж собою говорят:Всё про Вареньку, всё про маленьку...

2.Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси два веселых гуся.
Один серый, другой белый – два веселых гуся.
Мыли гуси лапки, в луже у канавки.
Один серый, другой белый – спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый – гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, кланялись бабусе.
Один серый, другой белый – кланялись бабусе.

3.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)Кверху поднял гребешок

 (разжать ладони.)Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по

 столу.)Пёстрых курочек зовёт.

4. сказка «Гуси – лебеди».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2024.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена воспитателем Терво А.И. на основе:

  • образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • практического пособия для воспитателей «Комплексные логоритмические занятия с детьми 3-4 лет». Картушина М.Ю.
  • учебно – методического пособия «Методика развития речи детей» Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

  При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как: интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.        В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.                                                        Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.                         Программа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определѐнном ритме.                         Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Актуальность:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога, в области развития речи детей младшего дошкольного возраста, помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способству


             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                            Детский сад «Тополёк» г. Бабушкин          

                               Муниципального образования Кабанский район

                                                        Республики Бурятия

                                                                                                                 

Принят:                                                                                            Утверждаю:                  

                                                                                                           Заведующий МАДОУ детский сад

На педагогическом совете                                                          «Тополёк»                                                            

МАДОУ  детский сад «Тополёк»                                                Матвеевская Л.М.    

№ от «» августа 2024                                                                    Приказ №     от                          2024

                           Рабочая программа кружка по развитию речи 

«Использование народного творчества в развитии речи

                       Детей младшего дошкольного возраста»

                         

                                                                                                                               Руководитель: воспитатель

                                                                                                                                                     Юшманова В.С.

                                                                        Бабушкин


ют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.                                                                                             Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель программы:

формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором; 2.Обогащать, активизировать речь детей;

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры; 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль;

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки; 6.Учить подражать движениям взрослых;

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память;

2.Развивать интерес к народному творчеству;

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей;

4.Развивать внимание, зрительное восприятие;

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек; 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка;

4. Самостоятельные действия ребёнка.

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие

 педагогические принципы: 

  • уважения личности ребёнка, обучение и воспитание в доступной, соответствующей его возрасту форме;
  • индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей;
  • оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

Форма работы с детьми:

Кружок проводится по вторникам с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Ожидаемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей  с фольклором;

3.Освоение детьми  невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность  в себе, преодоление  робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7. Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

8.Знакомство  родителей с  особенностями  развития мелкой моторики рук у детей.

Учебный план работы кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

на 2019 – 2020 учебный год.

Название курса

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

4 занятия в 1 группе.

32

10 - 15

18 чел.

План занятий во второй младшей группе.

Месяц

Содержание

образовательной деятельности

Цель:

Развивающая

предметно-

пространственная среда

Сентябрь

песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».;

 русская народная сказка «Теремок»;пальчиковая игра

 «Апельсин»,

«Пальчики, здравствуйте».

Развивать моторику рук;

 вызвать желание следить за развитием действий в настольном театре,

сопереживать персонажам в русской народной сказке.

Настольный театр; деревянный театр «Теремок»

Октябрь

Потешка «Мягкие лапки,а в лапках-царапки»,

 потешка «Тили-бом! Тили-бом!»,

 русская народная сказка «Колобок» (кукольный театр),

пальчиковая игра «Комар»

Развивать умение обсуждать содержание потешки;

 обучать детей показу сказки с помощью кукол (на руку),

вызвать радостное настроение.

Кукольный театр «Колобок»

Ноябрь

Потешка «Вот и вышел человечек»,

 потешка «Сидит белка на тележке»,

украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка),

 пальчиковая игра «Кролик»,

 разучивание  «Я умница-разумница» (Играем с куклой)

Развивать устойчивый интерес к инсценировке сказки.

 Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств.

Маски героев сказки. Кукла.

Декабрь

Потешка  «Варись, варись кашка»,

 знакомство с русскими народными загадками

 домашних животных ,

 русская народная сказка

 «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

 Стих-е «Белый снег пушистый»

Развивать умение детей подражать действиям взрослого,

 согласовывать действия со словами;

 знакомить с театральными куклами

, развивать у детей интерес театрально-игровой деятельности,

 воспитывать умение следить за развитием  действия в кукольном спектакле.

Фигуры «Домашние животные», дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Январь

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»;

 пальчиковая игра «Варежка»;

 хороводная игра «Как кошки расплясались»                    

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.

Формировать положительное отношение к ней.

 Развивать речь: обогащать словарь,

формировать умение строить предложение,

 добиваться правильного и четкого произношения слов.

Музыкальное сопровождение.

Февраль

Потешка  «Коза-хлопота»,

 загадывание загадок о зиме,

знакомство со сказкой

«Снегурочка и лиса» (настольный театр)

Воспитывать умение следить за  развитием действия в народной сказке,

понимать ее содержание; учить отгадыванию загадок.

Настольный театр.

Март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»,

 «Бегут ручьи»; русская нар. сказка

«Заюшкина избушка» (инсценировка);

 пальчиковая игра «Моя семья»

Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики,

 жеста, движения;

 формировать умение концентрировать внимание на чтении сказки,

развивать интерес к инсценировки сказки,

желание принимать в ней участие, вызывать эмоциональный отклик.

Маски героев сказки, ширма.

Апрель

«Солнышко покажись…»; потешка

 « Курочка-рябушечка»;

 русская народная сказка «Курочка Ряба»

(кукольный театр); пальчиковая игра «Дом»

Разучивание русской народной потешки;

 формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека

и адекватно реагировать.

 Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение

Кукольный театр.

Май

Потешка «На дубочке»; песенка «Жили у бабуси»;

 пальчиковая игра «Наш красивый петушок»;

 сказка «Гуси- лебеди».

 Анализ театрально-игровой деятельности детей

Продолжать развивать речь детей, 

развивать умение детей обсуждать содержание потешки;

 воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешки. 

Познакомить с русской нар. сказкой.

 Продолжать побуждать детей внимательно следить за развитием действия в

народной сказке, понимать

содержание, уметь отвечать на

вопросы педагога.

Иллюстрации, картина «Гуси – лебеди».

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду», - Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.;
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада: книга для воспитателя дет.сада/ В.В. Гербова. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. – 111с.;
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0265/index.shtml?from_page=1;
  4. Русские народные песенки для маленьких, ссылка на источник: https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-pesenki/
  5. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», -М.: Изд-во: Детство – Пресс, 2013. https://www.labirint.ru/books/246943/
  6. Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1976. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/uchim-detey-otgadyvat-zagadki;

Приложение №1.

Месяц

Тема занятия

сентябрь

1.Мы шагаем, мы шагаем выше ножки поднимаем. 

2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости недель восемь,
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Апельсин»

 Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа, эта долька для утят,

Эта долька для котят, эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)

Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

октябрь

1.Потешка «Мягкие лапки, а в лапках царапки»

2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом, идет дым столбом!
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем, а собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом. Раз! Раз!
Раз! Раз! И огонь погас!

3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)

4.Пальчиковая игра  Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

ноябрь

1.Потешка «Вот и вышел человечек»

2.Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, продает она орешки: (загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в зобок, кому в платок, кому в лапочку .

3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Кролик»

Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)

Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")

Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)

5.Играем с куклой.

декабрь

1.Потешка «Про кота -воркота»

 

2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

4.Белый снег пушистый.

январь

1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

2.Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

февраль

1.Потешка «Коза-хлопота»

2.Загадывание загадок о зиме.

3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр).

март

1.Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить. Зачем ей печь?

Обед варить. Зачем обед?

Гостей кормить. А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

2.Бегут ручьи.

3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

4.Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Дома дружная семья:

Это – мама, (свернуть безымянный палец)

Это – я, (согнуть мизинец)

 Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)

Это – папа, (согнуть указательный палец)

Это – дед, (согнуть большой палец)

 И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)

апрель

1.Потешка «Солнышко покажись…»

2.Потешка « Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было, дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены»,

 затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)И тюльпан в саду

 расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

май

1.Потешка «На дубочке»На дубочке, на дубочке, тут сидят два голубочка.У них шейки

 голубые, у них перья золотые,Красные кафтанчики, синие карманчики.На дубу они сидят,

меж собою говорят:Всё про Вареньку, всё про маленьку...

2.Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси два веселых гуся.
Один серый, другой белый – два веселых гуся.
Мыли гуси лапки, в луже у канавки.
Один серый, другой белый – спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый – гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, кланялись бабусе.
Один серый, другой белый – кланялись бабусе.

3.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)Кверху поднял гребешок

 (разжать ладони.)Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по

 столу.)Пёстрых курочек зовёт.

4. сказка «Гуси – лебеди».

Приложение №2.

Литература: «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для младших дошкольников». Савельева Е. А.

« Заборчик »

Бим-бом-бом,                                 Кулаком одной руки ударять о ладонь другой руки, изобр. работу                

Бим-бом-бом!-                                молотком.                  

По гвоздям бьем молотком.          Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести      

Постучал наш молоточек –           пальцы (изгородь).

И построил нам заборчик.

 ( с.28)

« Котик »

Котик, котик, котик – тепленький животик,     Круговыми движениями погладить ладонью живот.

Подойди к нам близко.                                        Кистями обеих рук сделать манящие движения.

Вот сметаны миска,                                              Ладони соединить в виде чаши. Руки положить на 

Вот тарелка с молоком.                                        стол  ладонями вверх и прижать друг к другу

Ну, лакай же языком!                                           Ребрами (тарелка). Ладони (тарелку) поднести к  лицу и языком как бы облезать. облизать.                                                                                                                                                                           (с.35)

« Супчик »                            

Суп решили мы сварить,                   Указательным пальцем пр. руки провести несколько раз по

Маму с папой накормить.                  указательному пальцу лв. руки (чистим морковь), остальные

Мы морковку поскоблили,               пальцы прижаты к ладони.

Мы картошку раздобыли.                 Руки сложить в кулаки, покрутить ими в разные стороны.

Посолили,                                            Пальцы сложены щепоткой. Показать, как солят суп.

Помешали,                                            Кисть руки опустить и выполнять ею круговые движения.

Маму с папой угощали.

(с.38)

« Наша каша »

Мы крупу в ковше варили,                   Лв. ладонь сложить в виде ковша, указательным пальцем

Хорошенько посолили.                         пр.руки (ложкой) «помешать кашу». Пальцы сложить

                                                                  щепоткой – посолить кашу.

Здесь уже и ложка наша.                        Пр. руку держать ладонью вверх в виде ложки.      

Так вкусна на завтрак каша!                  Облизать губы языком (как вкусно!)                                (с.55)

«Елочка»

Перед нами елочка:                            сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,                                           показывают кулачки

Иголочки,                                            указательные пальцы

Шарики,                                              пальцы сжимают в круг

Фонарики,                                           показывают «фонарики»

Зайчики,                                              показывают «ушки зайца»

И свечки,                                            прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,                                                прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки.                                          ставят средний и указательный пальцы на колени

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,                              имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!                           хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,                             «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!                               хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,                                одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!                         хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…                              руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»                               поглаживание рука об руку

Игры с массажными мячик

Литература:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.          О. А. Зажигина..

Ходит ежик без дорожек                 Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад,

По лесу, по лесу                                вправо-влево между ладонями.

И иголками своими                         Дети кладут мячик на пр. ладонь. Каждым   пальцем лв. руки

Колется, колется.                             поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. 

(с. 11)

« Снежок »

Топ, топ сапожок.                            Дети стучат мячиком по пр., затем по лв. коленке.

Хлоп, хлоп – вот снежок.                Стучат мячиком по пр. ладони, затем по лв. ладони.

Заберусь на горку,                            Дети кладут мячик на пр. ладонь и прокатывают его по всей

Ух!                                                      Руке вверх до плеча, затем скатывают мячик вниз до ладони.

Съеду с горки –                                 Повторяют эти движения с левой рукой.

Бух!                                                        (с.14)

Мой веселый круглый мяч,          Дети катают мячик в руках (вперед-назад, вправо-влево) между

Щеки круглые не прячь.               ладонями. Надувают щеки.

Я тебя поймаю,                              Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-

В ручках покатаю.                          влево между ладонями.

                                                                                                                                                         (с.17)

« Мячики »

Девочки и мальчики                         Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони

Прыгают как мячики.                       другой руки, затем меняют руки.

Мячики прощаются,

В ладошку возвращаются.                                                                                                                (с.17)

« Мячик – крошка »

Посмотри, мяч какой –                      Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони

Круглый он и небольшой!                 другой руки, затем меняют руки.

Это мячик – крошка,              

Спрятался в ладошке.                        Убирают мячик за спину.

                                                                                                                                                                                                  (с.18)

« Веселый мяч »

Друг веселый, мячик мой!                 Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони

Всюду, всюду он со мной!                др. руки, затем меняют руки.

Раз, два, три, четыре, пять,                Касаются мячиком каждого пальца пр. и лв. рук.

Хорошо мне с ним играть!                 Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-

                                                              Влево между ладонями.

                                                                                                                                                                (с.20)

«Чистый еж »

Дождик вылился из тучки,                Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони др.

                                                             руки, затем меняют руки.

Вымыл ежику колючки.                    Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо -    

Еж доволен – сыт, умыт!                   влево между ладонями.

На кроватке сладко спит.                  Дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик

                                                             левой ладонью.                                                                       (с.18)

Игры с платочками

« Помощники »

Дружно помогаем маме,                         Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку

Мы белье полощем сами.                        белья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мы потрудились опять.

                                                                                                                                                               (с.24)

« Опята »

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

На пеньке живет семья:                           Ставят кулак правой или левой руки на платочек.

Мама, папа, брат,                                      Разгибают по одному пальцу на каждое название члена

Сестренка и, конечно, я!                          семьи.

Дом у нас один, а крыша                          Показывают платочек, держат его за два уголка.

Есть у каждого своя!                                 Надевают платочки на голову.

                                                                                                                                                                 (с.25)

« Прятки »

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,                        Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Ловко спрятались в кроватке.

Вот так, вот так,                                           Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Ловко спрятались в кроватке.

                                                                                                                                                                (с.25)

Поиграли – отдохните,                     расслабляем руки и встряхиваем

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,                имитируем ушки зайчиков, сгибаем сомкнутые пальцы 

Совсем как ушки зайчики.               несколько раз.

                                                                                                                                                 (с. 24)

В домике сидит волчок,                    из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу»

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть              из одной ладони делаем волчью пасть, и захватываем ею

И за пальчик укусить.                      каждый пальчик другой руки

Если больно, то немножко               легкими движениями растираем ладони одна о другую.

Разотри свои ладошки(

с.28)

Быстро тесто замесили,                     имитируем замес теста и разделку его на кусочки.

На кусочки разделили,

Раскатали все кусочки                       имитируем раскатывание теста.

И слепили пирожки.                           «защипываем» воображаемые пирожки кончиками пальцев.

Пирожки с вареньем –                        прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки».

Всем на удивление!      

                                                                                                                                                                                             (с.94)

Вот жучок жужжит-кружится,                раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми

На цветочек он садится,                           движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных

Ставит лапки наш жучок                          в щепоть. Захватывая щепотью поочередно все

На нарядный лепесток.                             пальцы, разминаем их от основания до подушечки.

Раз, два, три, четыре, пять –                     повторяем игру для второй руки.

Будет лепестки считать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста»...

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Наши умелые ручки» для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)

Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков...