Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи" Д.С.Лихачёв. Актуальность состоит в том, что ребёнка к народной культуре следует знакомить с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развитии ребёнка, его речи.Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Проект

по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет

«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Авторы проекта: Кочкина Т.И., воспитатель  МБДОУ ДС №61 «Семицветик»

Вид проекта: долгосрочный, групповой, социально-коммуникативный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Сроки реализации проекта: 1год.

Составлен на основе примерной основной парциальной образовательной программы «Детство с родным городом» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др.

Пояснительная записка

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи» Д.С.Лихачёв.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к культурным общечеловеческим ценностям, а также идее выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в этом направлении.
Актуальность состоит в том, что ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

Перспектива работы по эстетическому воспитанию с детьми и родителями предусматривает интеграцию эстетического содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.

Цель и задачи.

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

1. Знакомить детей с фольклором русского народа.

2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.

3. В разных видах деятельности применять народное слово.

4. Показать детям красоту образного языка сказок.

5. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.

6. Формировать умение выразительно читать наизусть небольшие потешки, в правильной последовательности передавать содержание сказок.

7. Знакомить детей с народными праздниками годового круга.

8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народные песни, игры, танцы.

9. Вызвать интерес к совместному исполнению песен, хороводов.

10. Приобщать детей к народной музыке и традициям русского народа в песнях, в играх, танцах.

Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры.

Тематическое планирование деятельности с детьми.

Сроки

Образовательные области

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Ответственные

Тема

Формы работы

Цель

Используе -

мый

материал

сентябрь

Речевое развитие

«Бабушкины сказки».

НОД

Поддерживать интерес к русским народным сказкам.

Русские народные сказки: «Репка», «Колобок».

Воспитатель

Физическое развитие

«Выйди Ваня на лужок».

Подвижные игры

Способствовать потребности детей в двигательной активности.

Жмурки», «Петушок».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Мы в осенний лес пойдем, хоровод заведём».

НОД

Знакомить детей с русским народным творчеством, с жанром хороводной народной песни.

Музыкальный руководитель

Октябрь

Речевое развитие

«Котик, котенька, коток».

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Потешки «Котик», «Водичка», «Расти коса до пояса».

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

Воспитатель

Познавательное развитие

«Русские народные игрушки».

 Тематическая беседа

Расширить представление детей о свистульках, матрёшках, деревянных ложках, игрушках, которые мастерят издавна в России.

Русские народные игрушки.

Воспитатель

Физическое развитие

«Каравай, каравай».

Хороводные  и подвижные игры.

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

«Каравай», «Серенький козлик», «Мы сейчас в лесу».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Веселые матрешки».

НОД Рисование

Знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным.

Игрушки – матрешки, заготовки.

Воспитатель

Ноябрь

Социально – коммуникативное развитие

«Путешествие по сказкам».

Дидактические игры

Развивать логику, мышление, память, внимание.

«Матрешки», «Пазлы сказок», «Разрезные картинки по сказкам».

Консультация: «Почитай мне мама сказку или с какими книгами лучше дружить дошколятам».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Синичкин день».

Развлечение

Воспитывать доброту и любовь к птицам. Развивать фантазию, творчество в движениях.

Музыкальные инструменты, картинки о птицах.

Музыкальный руководитель

Речевое развитие

«Вышла курочка гулять».

НОД

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Потешки: «Курочка – рябушечка», «Ладушки, ладушки», «Наши уточки с утра».

Воспитатель

Речевое развитие

«Сказка в гости к нам пришла».

Слушание аудиосказок.

Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

 Диск с аудиозаписью «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Воспитатель

Декабрь

Физическое развитие

«Жили у бабуси».

Хороводные народные игры.

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

«Жили у бабуси», «Заинька попляши».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Румяный колобок»

НОД Аппликация

Учить передавать образ колобка силуэтным способом. Развивать сюжетно – игровой замысел.

Иллюстрации к сказкам.

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

« Екатерина – санница»- зима пришла, первый снег принесла.

Развлечение

Знакомить детей с народным праздником годового круга.

Русские народные инструменты

.

Музыкальный руководитель

Январь

Речевое развитие

«Путешествие в сказочный лес».

НОД

Поддерживать интерес к русским народным сказкам. В беседах поощрять высказывание детей по содержанию сказок.

«Волк и козлята», «Лиса и заяц».

Консультация «Музыкальный фольклор как средство развития ребёнка с первых дней жизни».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

Игры бабушки – забавушки: «Колечки», «Ой, что за народ», «Заинька».

НОД

Знакомить с народными музыкальными играми. Выразительно и эмоционально передавать игровые образы.

народные музыкальные игры.

Музыкальный руководитель

Речевое развитие

«Весёлые пальчики».

Пальчиковый театр.

Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь диалогами.

«Теремок», «Рукавичка».

Воспитатель

Февраль

Физическое развитие

«У медведя во бору».

Подвижные игры

Способствовать потребности детей в двигательной активности.

Консультация «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Воспитатель

Речевое развитие

«Потягучешки – подрастушечки».

НОД

Знакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Потешки: «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Потягушки – потягушки».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Мишка косолапый, по лесу идёт!»

НОД

Рисование

Познакомить с иллюстрациями Ю.Васнецова к сказке «Три медведя». Учить рисовать избушку, используя средства выразительности.

Иллюстрации к сказкам, игрушки.

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

Нам мороз не страшен - мы поём и пляшем. Пляски: «Калинка», «Вот так вот- хлоп!».

НОД

Воспитывать умение использовать плясовые движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии пляски.

Музыкальный руководитель

Март

Социально – коммуникативное развитие

«Кто в гости к нам пришёл?»

Дидактическая игра

Учить угадывать по отдельным фразам знакомые потешки. Приобщать детей к устному народному творчеству.

«Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки, прочитан отрывок?»

Консультация «Русский фольклор в физическом воспитании дошкольников».

Воспитатель

Речевое развитие

«Каша вкусная дымится».

Литературный досуг

Выявить у детей знания потешек, развивать  умение интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Потешки: «Каша вкусная дымится», «Ай лады, лады, лады…», «Дождик, дождик».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Кто – кто в Теремочке живёт?»

Аппликация.

Учить составлять сюжетную композицию

Иллюстрации к сказкам, игрушки.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Весенняя сказка».

НОД

Знакомить с народными музыкальными инструментами, определять их на слух. Формировать образное мышление

народные инструменты

Музыкальный руководитель

Апрель

Социально – коммуникативное развитие

«Волшебные картинки».

Дидактические игры

Развивать логику, мышление, память.

«Лото», «Сложи потешку».

Консультация «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Воспитатель

Физическое развитие

«Весёлые Неваляшки».

НОД

Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями по потешкам, песенкам.

«Неваляшки», , «Играем на народных инструментах».

Воспитатель

Речевое развитие

«Весна – красна!»

НОД

Формировать умение слушать потешку, следить за развитием действий.

Потешки : «Солнышко – вёдрышко», «Весна – красна!», «Солнышко – колоколнышко», «Наступает ночка».

Поделки из народного материала по народным потешкам на тему: «Ладушки, ладушки, где были у бабушки!».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

 «Жаворонушки летите, весну красную несите!».

Развлечение

Вызывать у детей положительные эмоции. Добиваться выразительности движений в танцах и играх.

Картины  о весне

Музыкальный руководитель

Май

Речевое развитие

«Мы – артисты!»

Игра  - драматизация.

Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатление в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.

Репка», «Колобок».

Консультация «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

«Узор на рукавичке».

НОД Рисование.

Развивать творческое воображение

Сказка «Рукавичка»

Воспитатель

Речевое развитие

«Идет коза рогатая».

Пальчиковые игры.

Вызывать эмоциональный отклик от прослушивания произведения, желание повторить за воспитателем знакомые фразы.

Потешки: « Что мы делаем расческой?», «Идет коза рогатая», «Кисонька мурысонька», «Пошел котик на торжок..».

Воспитатель

Художественно – эстетическое развитие

 «На бабушкином дворе».

Развлечение

Учить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни, русской народной игры.

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании.

Музыкальный руководитель

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
  2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
  3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
  4. Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
  5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
  6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
  7. .Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
  8. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
  9. .Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
  10. Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый  душок», Д. В. № 12, 1998г.
  11. Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
  12. Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г

     13. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

     14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В. №4, 1984г.

     15.Павлова Л «фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

     16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 1999г

     17. Пикупина  1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д, В. №8, 1999г.

     18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста»...

Статья. Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста".

Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста....

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...