Главные вкладки

    «Развитие речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук»
    консультация на тему

    Зименко Тамара Александровна

    Материал для родителей детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sayt.docx17.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:

    «Развитие речи детей  дошкольного возраста

    через развитие мелкой моторики рук»

    Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

    Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

    - внимание;

    - мышление;

    - координация;

    - воображение;

    - наблюдательность;

    - зрительная и двигательная память;

    - речь.

    Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

    Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

    Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

    Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

    - «Сорока-сорока...»,

    - «Ладушки-ладушки...»,

    - «Идет коза рогатая...»,

    - «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

    - «Этот пальчик дедушка... «и другие.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

    Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

    Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    «Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

    Какова же методика проведения этих игр?

    Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

    Например, стихотворение «Машина».

    Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

    Гудит машина.

    Тук-тук-тук - хлопки руками

    Мотор стучит.

    Едем, едем, едем, едем - топать ногами

    Он так быстро говорит.

    Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

    Шу-шу-шу - они шуршат.

    Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

    Та-та-та - вперед спешат.

    Стихотворение «Зайка».

    Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

    Маленький зайка - садятся на корточки

    Длинные ушки - ладошки к голове

    Быстрые ножки - бег на месте

    Деток боишься - обхватить себя руками,

    Зайка-трусишка. - изображая страх.

    Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

    В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

    - застегивание и расстегивание пуговиц;

    - всевозможные шнуровки;

    - нанизывание колец на тесьму;

    - игры с мозаикой;

    - игры с конструктором;

    - сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль - бобы).

    Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

    1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
    2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
    3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
    4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
    5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
    6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
    7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
    8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

    Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

    Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

    Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании Ваших детей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

    Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

    ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

    1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

    Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

    Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....

    Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

    Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

    Презентация.Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

    Задачи: * развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;*повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив   их в занимательную игру;*сочетать игры и упражнения для тренировки...

    Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

    Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...