Главные вкладки

    Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
    статья на тему

    Система равития речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_sozhaleniyu.docx21.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование связной речи   детей  дошкольного  возраста ,посредством  развития мелкой моторики .  

     К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития значительно увеличилось. Основными причинами такого дефекта, как задержка развития речи являются, недостаточное внимание к ребенку, неправильное воспитание или его отсутствие, также большую роль играет состояние здоровья малыша. Если в первом случае изменение условий вполне достаточно для устранения задержки речевого развития, то в остальных случаях необходимы лечебные мероприятия и вмешательство логопеда.

        Год от года все меньше, детей рождаются без каких – либо физических или психических отклонений. Любое хроническое заболевание, родовая травма, болезнь, слабый иммунитет могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребенка и, в первую очередь, на развитие его речи.  Каждый ребенок имеет способности к усвоению правил родного языка, но лишь в процессе общения с окружающими (в частности – с родителями) формируется правильная речь. Если ребенок лишен возможности общения с окружающими, то его способность к речи просто не реализуется.  Задержка темпов речевого развития может объясняться и органическими изменениями. К органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха или зрения, нарушения в развитии речи, мышления (т.е. отставание в психическом развитии), которые нарушения являются серьезными последствиями перенесенных ребенком травм и инфекционных заболеваний.

          Правильное развитие речи на первом году жизни ребенка во многом зависит от моторного развития. Нарушения в формировании двигательных навыков у детей выражается в неумении сидеть, ходить, неуверенными действиями руками. У ребенка с моторными нарушениями наблюдается и снижение познавательной активности и, как, следствие этого, проявляется задержка в речевом развитии, задержка в формировании двигательных навыков неблагоприятно отражается на подвижности артикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, губы, щеки, язык.  У таких детей часто бывают дефект речи. Помимо  речевого дефекта у таких детей наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок долго не может научится правильно держать ложку или карандаш, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки.)Слабую, неокрепшую руку ребенка можно и необходимо развивать. Изготовление поделок из различных материалов требует от ребенка ловких движений. Детская рука постепенно приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

         Развивая мелкую моторику рук, мы не только готовим его руку к письму, но и способствуем  общему развитию ребенка. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук, от задействованных  мышц   импульсы   поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию.  В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.

              Согласно высказыванию И.П.Павлова: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

           Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук,  мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

          Речь – это деятельность,  в процессе которой люди общаются друг с другом  посредством родного языка.  Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь)

      Задачами первых лет жизни являются, во – первых, расширение понимания  речи взрослых и, во – вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения  общественного опыта,  накопленного многими поколениями. Дети овладевают речью, за какие- нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит 10 слов, в 2 года -300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

      Огромное значение в развитии детской и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.  Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Ученные определили, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично, и преимущественного развития речевых областей в правом и в левом полушарии еще не имеются. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц импульсы поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.   Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка.

    Н.К.Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремится самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.п. научить, как обращаться с этим материалом».

             Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Для того, чтобы сконструировать какой  - то предмет, предварительно нужно с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Большой частью дети создают работы по представлению или по памяти. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

        Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе правильной речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно, встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость. Среди неуспевающих школьников младших классов встречается большой процент косноязычных.

    Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста -задача общественной значимости. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

    Но связная речь - это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто « думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, ударение - выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и переходить от одного предложения к другому,

    Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше.

    Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

    1.        Связная     речь     должна     строиться     произвольно, преднамеренно   в   большей   мере   чем,   например,   реплика   в диалоге.

    2.        Связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым   будет  развертываться   рассказ.   Формирование   этих способностей в простых формах связной речи служит основой  перехода к более сложным ее формам.

    Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка. Начиная   с   четырех   лет   жизни   фразовая   речь   ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. К пяти годам ребенок усваивает обиходный словарь.

    В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

    К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т. е. умением самостоятельно создавать текстовое сообщение.

    Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

         Литература:

    1      Белобрынина О.А. «Речь и общение» С.П.- 1998г. Ярославль.

    2     Белая К.  Занятия с малышами в детском саду  - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2004

    3     Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики – Дрофа,  2000

    4      Бочкарева О.И. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»

                                                                                                                      Волгоград  2008г..

    5      Герасимова А.И. «Уникальное руководство по развитию речи» М 2007г.

    6      Жукова О.С. «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Москва «Оникс» 21 век 2001г.

    7      Иванова Т.В. «Развитие связной речи» В. 2009г.

    8     Кольцова М «Ребенок учится говорить» М 1998г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи младших дошкольников через сказку

    Сказки – самые любимые произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Оп...

    Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"

    Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...

    ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

    Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку....

    Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

    Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

    Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность

    Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность...