ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17». ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку». г. Коркино 2016г. |
Долгосрочный
(Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017)
Участники: воспитатели, воспитанники, родители
Подготовили воспитатели
МКДОУ «Детский сад № 17»
Пальчинская Светлана Александровна
- Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
- Актуальность.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову.
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Описание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (сентябрь 2015) |
| Воспитатели |
Основной этап (октябрь 2015 - апрель 2016) | - Организация адаптационного периода с использованием русских народных сказок. - Динамика речи воспитанников на начало года (приложение 1). - Выставка книг. - Познакомить детей со сказками (приложение 3). - Чтение и рассматривание иллюстраций (приложение 5). - Совместное создание рисунков и лепки по русским народным сказкам (приложение 3). - Показ театров с использованием русских народных персонажей (приложение 5). - Дидактические игры: Выложи сказку «Курочка Ряба», Выложи сказку „Репка" и т.д. (приложение 3) | Воспитатели, воспитанники |
- Консультации для родителей: «Роль сказки в жизни дошкольника», «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет», «Домашний кукольный театр», «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».(приложение 4) | Педагоги, родители. | |
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с русскими народными сказками. - Выступление на родительском собрании. - Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. - Чтение сказок с родителями дома. - Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам. - Выставка «Наши любимые сказки»: рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье. | Воспитатели, родители. | |
Этапы проекта Результативный (май -2016) | - Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.(приложение 1) - Сбор рисунков родителей. - Оформление выставки «Наши любимые сказки». - Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: размещение материалов проекта на сайте ДОУ. - Драматизация сказки «Репка». | Воспитатели, воспитанники |
Ожидаемые результаты.
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
- Создание выставки « Наши любимые сказки».
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
- Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011.№3. 104-119 с.
Приложение 2.
Перспективный план по ознакомлению с русскими народными сказками в группе раннего возраста
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | |||
ОКТЯБРЬ | Чтение сказки «Курочка ряба». Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ кукольного театра «Курочка ряба». НОД по изодеятельности (рисование) «Простое яичко». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Курочка ряба». Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Курочка ряба». | |||||
НОЯБРЬ | Рассказывание сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (рисование) «Раскрасим репку». Показ настольного театра «Репка». НОД по изодеятельности (лепка) «Угостим мышку горошком». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Репка». Консультация «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Репка». | |||||
ДЕКАБРЬ | Чтение сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (рисование) «Рисование палочек». Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки». Конструирование «Разноцветный теремок». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Теремок». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Колобок». | |||||
ЯНВАРЬ | Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ кукольного театра «Колобок». НОД по изодеятельности: (рисование) «Колобок катится по дорожке», (лека) «Колобок». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Колобок». Консультация «Домашний кукольный театр». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Теремок». | |||||
ФЕВРАЛЬ | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ сказки на каврографе. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка». Консультация «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста». Презентация проекта на родительском собрании. | |||
Организация выставки поделок по сказке «Заюшкина избушка» | |||||
МАРТ | Чтение сказки «Маша и медведь». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (лепка) «Пирожки для бабушки». Инсценировка сказки «Маша и медведь». НОД по изодеятельности (рисование) «Дорожка к дому». | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Маша и медведь». | |||||
АПРЕЛЬ | Чтение сказки «Козлятки и волк». Рассматривание иллюстраций к сказке. НОД по изодеятельности (лепка) «Заборчик для козлят». Подвижная игра «Козлятки и волк» | Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Козлятки и волк». | |||
Организация выставки поделок по сказке «Козлятки и волк». | |||||
МАЙ | Повторение сказок. Проведение дидактических игр: Выложи сказку «Курочка Ряба», Выложи сказку „Репка" и т.д. Драматизация сказки «Репка». | ||||
Презентация проекта на родительском собрании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Я люблю сказки" (Сказка сделанная своими руками)
Тип проекта: -По ведущему методу: информационно -творческий проект. -По содержанию: педагогический, ребёнок и семья. -По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получе...
Проект "В мире сказки, по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.Период реализации: 3 недели (апрель)Возраст детей: 4 – 5 лет.Вид проекта: творческий.Образовательные области: познан...
ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...
проект животные в сказках "создаем сказку сами"
проект животные в сказках...
Годовой проект старшей группы «Сказка» «Наши добрые сказки»
Годовой проект старшей группы «Сказка»«Наши добрые сказки» Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребён...
Конспект занятия "Путешествие по сказкам" по проекту кукольного театра "Сказка всегда рядом"
Загадки - отгадки....
Конспект НОД "Показ кукольного театра би-ба-бо по русской народной сказке «Заюшкина избушка» в рамках проекта «Кузовок со сказками»
В процессе показа кукольного театра у детей формируется словарный запас а также развивается эмоциональное восприятие сказки....
- Мне нравится (1)