ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 17».

ПРОЕКТ 

«Развитие  речи  младших дошкольников  через сказку».

г. Коркино

2016г.

Долгосрочный

(Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017)

        

Участники: воспитатели, воспитанники, родители

Подготовили воспитатели

МКДОУ «Детский сад  № 17»

Пальчинская Светлана Александровна

  1. Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

  1. Актуальность.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

 Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей   через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно  говорить,  ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;

- умение вступать в контакт со  взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать,  объяснять);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать  (умение пользоваться грамотой и письмом).

Поэтому в младшей  группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их  отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности  предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия,  связанные с игрушками  - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей  группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых,  различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации. 

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

        Сказки – самые любимые произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку  должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших  детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

        Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но  в  ее содержании  всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

        Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке  все самое доброе и вечное.

        Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

        Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

        Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Развивать речевую активность у детей.

2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать

словарь, воспитывать интерес к живому слову.

3. Развивать у детей память,   коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап  (сентябрь 2015)

  1. Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта.
  2. Выбор темы проекта.
  3.  Формулирование цели и задач проекта
  4. Создание группы для реализации проекта.
  5. Составление плана работы(приложение2).
  6. Подбор литературы,  изготовление атрибутов.

Воспитатели

Основной этап (октябрь 2015 - апрель 2016)

-  Организация адаптационного периода с использованием русских народных сказок.

-  Динамика речи воспитанников на начало года (приложение 1).

- Выставка книг.

- Познакомить детей со сказками (приложение 3).

-  Чтение и рассматривание иллюстраций (приложение 5).

- Совместное создание рисунков и лепки по русским народным сказкам (приложение 3).

- Показ театров с использованием русских  народных  персонажей (приложение 5).

- Дидактические игры: Выложи сказку «Курочка Ряба», Выложи сказку „Репка" и т.д. (приложение 3)

Воспитатели, воспитанники

- Консультации для родителей: «Роль сказки в жизни дошкольника», «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет», «Домашний кукольный театр», «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».(приложение 4)

Педагоги, родители.

- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с русскими народными сказками.

-  Выступление на родительском собрании.  

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Чтение сказок с родителями дома.

-  Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.

- Выставка «Наши любимые сказки»:

 рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье.

Воспитатели, родители.

Этапы проекта Результативный (май -2016)

- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.(приложение 1)

- Сбор рисунков родителей.

- Оформление выставки «Наши любимые сказки».

-  Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

- Драматизация сказки «Репка».

Воспитатели, воспитанники

Ожидаемые результаты.

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Создание выставки « Наши любимые сказки».

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  5. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  9. Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  10. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011.№3. 104-119 с.

Приложение 2.

Перспективный план по ознакомлению с русскими народными сказками в группе раннего возраста

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

ОКТЯБРЬ

Чтение сказки «Курочка ряба».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Показ кукольного театра «Курочка ряба».

НОД по изодеятельности (рисование) «Простое яичко».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Курочка ряба».

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника».

Организация выставки поделок по сказке «Курочка ряба».

НОЯБРЬ

Рассказывание сказки «Репка».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

НОД по изодеятельности (рисование) «Раскрасим репку».

Показ настольного театра «Репка».

НОД по изодеятельности (лепка) «Угостим мышку горошком».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Репка».

Консультация «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет».

Организация выставки поделок по сказке «Репка».

ДЕКАБРЬ

Чтение сказки «Теремок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

НОД по изодеятельности (рисование) «Рисование палочек».

Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки».

Конструирование «Разноцветный теремок».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Теремок».

Организация выставки поделок по сказке «Колобок».

ЯНВАРЬ

Чтение сказки «Колобок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Показ кукольного театра «Колобок».

НОД по изодеятельности: (рисование) «Колобок катится по дорожке», (лека) «Колобок».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Колобок».

Консультация «Домашний кукольный театр».

Организация выставки поделок по сказке «Теремок».

ФЕВРАЛЬ

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Показ сказки на каврографе.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».

Консультация «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».

Презентация проекта на родительском собрании.

Организация выставки поделок по сказке «Заюшкина избушка»

МАРТ

Чтение сказки «Маша и медведь».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

НОД по изодеятельности (лепка) «Пирожки для бабушки».

Инсценировка сказки «Маша и медведь».

НОД по изодеятельности (рисование) «Дорожка к дому».

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».

Организация выставки поделок по сказке «Маша и медведь».

АПРЕЛЬ

Чтение сказки «Козлятки и волк».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

НОД по изодеятельности (лепка) «Заборчик для козлят».

Подвижная игра «Козлятки и волк»

Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Козлятки и волк».

Организация выставки поделок по сказке «Козлятки и волк».

МАЙ

Повторение сказок.

Проведение дидактических игр: Выложи сказку «Курочка Ряба», Выложи сказку „Репка" и т.д.

Драматизация сказки «Репка».

Презентация проекта на родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : "Я люблю сказки" (Сказка сделанная своими руками)

Тип проекта: -По ведущему методу: информационно -творческий проект. -По содержанию: педагогический, ребёнок и семья. -По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получе...

Проект "В мире сказки, по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.Период реализации: 3 недели (апрель)Возраст детей: 4 – 5 лет.Вид проекта: творческий.Образовательные области: познан...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...

Годовой проект старшей группы «Сказка» «Наши добрые сказки»

Годовой проект старшей группы «Сказка»«Наши добрые сказки»          Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребён...

Конспект НОД "Показ кукольного театра би-ба-бо по русской народной сказке «Заюшкина избушка» в рамках проекта «Кузовок со сказками»

В процессе показа кукольного театра  у детей формируется словарный запас а также развивается эмоциональное восприятие сказки....