Главные вкладки

    Методические рекомендации из опыта работы воспитателя Маймескул М.В. по теме: "Развитие умственной активности дошкольников через развитие мелкой моторики рук".
    статья (старшая группа) на тему

    Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_roditelyam_motorika_ruk.docx86.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    начальная школа – детский сад № 682

    Приморского района Санкт – Петербурга

    Методические рекомендации из опыта работы воспитателя Маймескул М.В. по теме: "Развитие умственной активности дошкольников через развитие мелкой моторики рук".

    Содержание

    Значение развития тонкой моторики рук в

    дошкольном возрасте _____________________________________________3                                                          

    Особенности организации игр и упражнений для

    развития мелкой моторики_________________________________________4  

    Содержание пальчиковых игр и гимнастики

    для детей 5-6 лет__________________________________________________6

    Диагностические методики по выявлению

    уровня развития мелкой моторики у дошкольников____________________8

    Рекомендации родителям по использованию

     пальчиковых игр в домашнем воспитании___________________________13

    Рекомендуемая и использованная литература_________________________18

    Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

         Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

         Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

         Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

         Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

         Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
    • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
    • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
    • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
    • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
    • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
    • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

    Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

       Первая группа.  Упражнения для кистей рук

    • Развивают подражательную способность;
    • Учат напрягать и расслаблять мышцы;
    • Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
    • Учат переключаться с одного движения на другое.

      Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

    • Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

     Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

    • Развивают точную координацию движений;
    • Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
    • Учат противопоставлять большой палец остальным.

     Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

    При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

    • Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
    • Игровые задания должны постепенно усложняться.
    • Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
    • Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
    • Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

    Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

    Традиционные:

    • Самомассаж кистей и пальцев рук;
    • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
    • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
    • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
    • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
    • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
    • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
    • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    Нетрадиционные:

    • Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
    • Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

    Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

         Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

         

    Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).

    КАРАНДАШ

    Карандаш в руках катаю,

    Между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    ОРЕХИ

    Научился два ореха

    Между пальцами держать.

    Это в школе мне поможет

    Буквы ровные писать.

    ПОМОЩНИК

    Я крупу перебираю,

    Мамочке помочь хочу.

    Я с закрытыми глазами

    Рис от гречки отличу.

    ДОРОЖКА

    Я взяла горошка

    Выложить дорожку,

    Чтобы бегали по ней

    Зайчики и кошки.

    * * *

    Вот волшебный самолёт

    Отправляется в полёт.

    Он планирует над партой.

    Ну а где же наша карта?

    Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.

    * * *

    Мы зажили карандаш,

    Отогнулся пальчик наш.

    Он теперь у нас пилот –

    Отправляется в полёт.

    Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

    ОСЛИК

    Ослик хвостиком качал,

    Чуть его не потерял.

    Ты качай – качай – качай,

    Но давай-ка не теряй.

    Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

    ЧАСЫ

    Есть часы теперь у нас,

    Бьют исправно каждый час.

    Снизу маятник у них:

    Вправо-влево – так да тик.

    Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

    КАЧЕЛИ

    Ручку пальчиками взяли,

    Вправо-влево покачали.

    - «Что такое? Неужели

    Я попала на качели?»

    Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

    Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

    Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.

    Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

    Диагностики для старшего дошкольного возраста

    Диагностика № 1

    Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

    • бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,
    • метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
    • удары мяча о пол и ловля его после отскока.

    Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

    Диагностика № 2

     Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

    • Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
    • Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
    • «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

    Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

    Диагностика № 3

     Задания на диагностику скоординированности движений пальцев:

     «Осторожный пешеход»

    Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами.

    Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

    - вести по дороге указательным пальцем правой руки;

    - вести по дороге указательным пальцем левой руки;

    - вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;

    - одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;

    - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

    - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);

    - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

    - «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

    - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

    - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);

    - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

    - «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.

    Оценка результатов.

    За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.

     «Кто там?»

    Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

    Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу.

    Оценка результатов.

    За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество – 6 баллов.

     Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

     Оценка результатов.

    За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов – 9.

    Диагностика № 4

    Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

    Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

    Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.

    Оценка результатов.

    Высокий уровень – диктант выполняет точно и правильно.

    Средний уровень – в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

    Низкий уровень – задание не выполняет.

    Диагностика № 5

    Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—7 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

    Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

    Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

    По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

    • какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
    • как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;   быстро или медленно проводит линии;
    • отвлекается ли во время работы;
    • высказывания и вопросы во время рисования;
    • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

    Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

    Оценка результатов.

    Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

    1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

    2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

    3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

    Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

    4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

    5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

    6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

    7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

    Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

    Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

    Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

    Условия проведения диагностики:

    • Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).
    • Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.
    • Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.
    • Установка: «Давай мы поработаем вместе: Я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

    Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании

    Рекомендации для родителей

    • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
    • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
    • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
    • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
    • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
    • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
    • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
    • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
    • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
    • Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

    Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук.

    Развивающие игры с хендгамом для детишек от 3 до 6 лет

    Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [p], [p’], [л], [л’], [ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.

    Для развития мелкой моторики полезны не только массаж и пальчиковая гимнастика, но и развивающие игры. Недавно в продаже появилась новая игрушка – хендгам.

    Внешне и по своим свойствам хендгам напоминает большую жевательную резинку или пластилин: он тянется, рвется, позволяет создавать самые невероятные формы, в то же время его можно бросать, как каучуковый мячик. Однако у хендгамов отсутствуют запах и вкус, они абсолютно безвредны и безопасны.

    Но, по сравнению со жвачкой и пластилином, этот материал имеет ряд преимуществ:

    • он более податливый и пластичный,
    • не прилипает к поверхностям,
    • не оставляет следы.

    К тому же игры с хендгамом обладают цветотерапевтическим эффектом. Так, желтый стимулирует мозговую деятельность, помогает сконцентрироваться и поднимает настроение. Развивающие игры с хендгамом оранжевого цвета помогут снять напряжение и усталость, что особенно важно, если ребенок после садика посещает различные студии, секции, репетиторов. Красный цвет поможет стать увереннее в себе, фиолетовый настроит на творческий лад, синий успокоит, а зеленый снимет напряжение с глаз.

    Даже если просто мять хендгам, будет польза.

    Развивающие игры, которые помогут развить мелкую моторику и хватательную способность руки, подготовить руку ребенка к письму.

    «Щелкунчик». Участники игры по очереди сжимают хендгам, чтобы он хлопнул как можно громче. Дело в том, что если его резко сжать, то раздастся хлопок (из игрушки выйдет скопившийся воздух).

    Это упражнение тренирует мышцы всей кисти и совершенствует ее хватательную способность. Постепенно задание можно усложнить, и сжимать хендгам какой-то одной рукой или только пальцами.

    «Угадай-ка». Один из участников игры лепит что-нибудь из хендгама, а затем остальные участники отгадывают, что это. Угадавший получает балл. Очередность и продолжительность игры оговариваются самими участниками.

    Эта игра основывается на свойстве хендгама быстро терять свою форму в статичном состоянии, попросту говоря, растекаться; так что время на отгадывание фигуры ограничено, а это, в свою очередь, стимулирует мозговую деятельность.

    «Перетяни-ка». Участники берутся за концы хендгама и тянут его. Побеждает игрок, перетянувший большую часть хендгама. Так как эта игрушка изготовлена из очень пластичного материала, тянуть можно очень и очень долго. Это упражнение очень хорошо тренирует хватательную способность руки и развивает мелкую моторику.

    Приключения пальчиков на кухне

    Список дел у молодой мамы ничуть не меньше, чем у главного менеджера крупной компании, а между тем карапуз постоянно требует внимания. Но кто сказал, что развитие мелкой моторики требует много свободного времени? А пока мама управляется со своими делами на кухне, кроха и его пальчики отправятся навстречу приключениям.

    «Песчаные рисунки». Насыпьте на поднос немного муки – пусть малыш создает шедевры своими ловкими пальчиками. Для этой игры лучше использовать однотонный поднос, а на художника надеть фартук.

    «Кондитерский цех». Известно, что лепка очень полезна для развития мелкой моторики. Однако многим детям трудно лепить из пластилина, тут на помощь придет соленое тесто. И в отличие от пластилина у него масса преимуществ. Во-первых, соленое тесто абсолютно безвредно, и кроха может утолить свое любопытство, попробовав его на вкус. Во-вторых, его легко убрать с пола, рабочей поверхности и одежды. В-третьих, тесто более податливо. Кстати, его тоже можно сделать цветным – достаточно только добавить немного пищевого красителя. Приготовить соленое тесто довольно просто: на 2 части муки возьмите 1 часть мелкой соли и немного воды, по консистенции оно должно быть пластичным и однородным. Чтобы тесто не подсохло, накройте его целлофаном. Изделия можно просто высушить и раскрасить, а можно запечь в духовке.

    «Угадай-ка». Возьмите несколько знакомых крохе фруктов и овощей и положите в таз. Малышу завяжите глаза и предложите доставать их из таза и угадывать на ощупь. Такая игра прекрасно развивает не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В игру можно включить и предметы, например, чайную и столовую ложки, прихватку. Главное, чтобы ребенок мог назвать предмет.

    Малышу постарше можно доверить помогать маме в приготовлении блюд, например, нарвать на мелкие кусочки зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений.

    Игры для развития мелкой моторики  с предметами домашнего обихода.

    Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

         Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  

         Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

         Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Вас уколет можжевельник".

         Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

    "В зоопарке мы бродили,

    К каждой клетке подходили

    И смотрели всех подряд:

    Медвежат, волчат, бобрят".

        Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам

    И в каждую входят с проверкою: что там?

    Хватит ли меда всем нам до весны,

    Чтобы не снились голодные сны?"

         Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи".

         Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

         Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы".

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

    Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    "Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

          Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

    "Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку".

         Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

         Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

    "Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех".

    Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

    Использованная и рекомендуемая литература

    1. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2002г.
    2. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль – 1997г.
    3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
    4. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.
    5. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
    6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г.
    7. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Литера, СПб-2005г.
    8. «Игры с бельевыми прищепками». Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь – октябрь 2006г.
    9. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
    10. Косимова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», Эксмо, М-2006г.
    11. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
    12. Ворбьёва Л.В. «Развивающие игры для дошкольников», Литера, СПб – 2002г.
    13. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М -2010г.
    14. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», Корона Принт, М – 2008г.
    15. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», Паритет, Екатеринбург – 2005г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

    Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

    «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит...

    из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему: «Развитие художественных способностей дошкольников».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38. Доклад  из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему:...

    Педагогический проект на тему: «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

    Цель работы:1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи достижения поставленной цели:1. Подготовить методический материал, план работы, картоте...

    Проект «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

    Цель работы: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....