Перспективный план с детьми 2-3 лет «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»
календарно-тематическое планирование по развитию речи по теме

Гаврилова Ольга Павловна

Перспективный план «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_gavrilova.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план с детьми 2-3 лет

«Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»

Цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1.  Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  2.  Развивать мелкую моторику у детей  через организацию совместной деятельности;
  3. Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  4.  Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Время

Тема

Задачи

Октябрь

Д/игра «Стержни и кольца»

Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

 Д/игра «Цветные вкладыши»

Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте!»

Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра с прищепками «Найди прищепку»

Развивать мелкую моторику рук, вызывать радость от игры.

Знакомимся с игрушкой

Богородской фабрики резьбы по дереву: «Медведица качает» медвежонка на качелях»

Вызывать интерес к игрушке и желание действовать с ней. Помогать понять ее содержание. Доставить детям радость от игры с игрушкой

Конструирование «Дорога»

Продолжать знакомить детей со строительным материалом с последующей постройкой совместно с воспитателем

несложных конструкций (дорога, мост, башенки и пр.) и их обыгрыванием. Вызывать интерес к совместной деятельности

Игры с фантиками «Бабочки из фантиков»

Вызывать интерес к продуктивной деятельности. Обращать внимание

детей на последовательность действий взрослого и способствовать пониманию предлога «на», слов«подальше», «поближе», «с одной стороны», «с другойстороны».

Игра «Подберем одежду для наших игрушек»

Вызывать желание подобрать одежду для кукол, одеть кукол

Игры с листочками

Побуждать детей различать красный, желтый и зеленый цвета при

рассматривании живых осенних листьев. Предложить детям показать листья, которые им больше всего

понравились, полюбоваться ими

Аппликация «Наклеиваем красивые картинки»

Упражнять в наклеивании вырезанных картинок

«Играем с красивой посудой»

Продолжать знакомить с предметами- орудиями (ложкой, чашкой и т.п.). Побуждать к игровым действиям  с посудой.

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками»

Вызывать радость от игры с подручными предметами.

Ноябрь

Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Д/и «Положи грибок в кузовок»

Заинтересовать рассматриванием деревянных грибов со шляпками красного, желтого и зеленого цветов.

Вызывать чувство радости,

удовольствия от ощущения гладкой поверхности игрушек, их изящной формы и ярких, насыщенных цветов. Побуждать различать и называть эти цвета, раскладывая игрушки-грибы по мисочкам

в соответствии с цветом их шляпок

Аппликация «Подбери рукавицы одинакового цвета и укрась их синими кружками»

Продолжать

учить детей различать красный, синий, зеленый цвета; упражнять в выкладывании рисунка на рукавичке из геометрических цветов.

Игры с конструктором «Сами играем. Сами убираем»

Рассказать и показать детям, как правильно раскладывать материалы, упражнять в складывании, используя классификацию: кирпичики, кубы.

Игры с цветными нитками и вязаной одеждой детей

Упражнять в различении и назывании красного, желтого и зеленого цветов. Продолжать знакомить с синим цветом

Играем с панно «Варежки–

перчатки»

Побуждать к предметно-манипулятивным действиям: одеть варежки, перчатки, снять их. Вызывать у детей чувство радости и удовлетворения от проделанной в игре с панно работой.

Игра с прищепками «Солнышко»

Учить детей нанизывать прищепки на круг.

Рисуем пальчиками по крупе

Вызывать радость от рисование пальчиком по крупе

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.

Игры детей с шишками

Упражнять в различении шишек по величине (большая и маленькая). Побуждать «угощать» большими шишками большую белочку, а маленькими – маленькую.

Д/ игра «Разложи овощи по корзинкам»

Упражнять в выделении

оранжевого цвета при раскладывании

муляжей  овощей в корзины трёх цветов (красного, зеленого, желтого)

Игры с песком «Найди шарик»

Вызывать радость от игры с песком

Д/и «Волшебные шнурки»

Развивать моторику

Декабрь

 Перекладывание из одной емкости в другую.

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным  пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Игра с прищепками «Елочка»

Закреплять название зелёного цвета, упражнять в нанизывании прищепок в определенном порядке

Конструирование «Мост»

Предложить построить большой и

широкий мост для больших

автомобилей и маленький, узкий мост для маленьких. Побуждать различать по величине два резко контрастных предмета и понимать слова длинный, короткий, широкий, узкий

Лепка из солёного теста «Испекли мы колобок»

Упражнять в отщипывании небольших кусочков и скатывании круговыми движениями колобка

Игры с матрешкой

Упражнять в складывании 3- х местной матрешки

«Укладываем игрушки спать»

Использовать в процессе показа

игровых действий отдельные строки из стихотворения С. Маршака «Усатый'полосатый»:

«Вот тебе под спинку мягкую перинку, вот тебе под ушки белые подушки. Одеяло на пуху и платочек наверху».

Аппликация «Сделаем красивый коврик для нашей кошечки»

Учить подбирать готовые

геометрические формы по цвету

и наклеивать их на один большой лист бумаги.

Д/игра «Сухой бассейн»

Развивать мелкую моторику рук.

 Пальчиковая гимнастика «Фрукты»    

Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Игры с водой «Достань игрушку»

Вызывать радость от игр с водой

Январь

Д/игра «Мозаика"»

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

«Играем с пирамидками»

Упражнять в сборе пирамидки на основе словесных указаний

Упражнение "Елочка".

Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.  

Игра с соленым тестом «Раскопки»

Вызывать радость от нахождения мелких игрушек в тесте.

Игра с прищепками «Весёлый ёжик»

Упражнять в нанизывании прищепок в определенном порядке

Театр игрушек по стихотворению

К. Чуковского «Черепаха»

Вызывать положительные эмоциональные состояния, смех, желание самим участвовать в театрализованной деятельности

Конструирование «Дома»

Закреплять

конструктивные навыки и предложить построить для игрушек дома, используя разные способы.

Игра «К нам в гости пришел бычок».

Познакомить детей с игрушкой'

каталкой, изображающей бычка.

Вызывать положительный отклик

при восприятии игрушки, желание

проявить заботу об игрушечном

бычке (погладить, «попоить»

водичкой, причесать шерстку и т.п.).

Правильно называть: большой

и маленький, самый маленький,

побольше, самый большой

Игры с песком «Найди игрушку»

Вызывать радость от игры с песком

Февраль

Разбор красной и белой фасоли.

Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковые игры «Этот

пальчик – бабушка», «Сорока - сорока», «Ладушки». «Тук-тук –

я стучу, новый столик сколочу».

Выполнять движения по показу, вызывать радость от движений.

Театр игрушек по стихотворению

М. Дружининой «Здравствуй, белка, здравствуй, еж!»

Вызывать радость от игр с игрушками

Конструирование «Ворота»

Продолжать учить детей делать несложные перекрытия, одно' и двухъярусные, и строить ворота для больших и маленьких машин

Лепка из солёного теста «Блинчики и колбаски»

Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки» - покажите, как сплющить кулачком или ладошкой кусочек теста.

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Аппликация «Снеговик»

Упражнять в составлении из разных кругов снеговика.

Игры с песком «Рисование на песке»

Упражнять в рисовании на песке. Вызывать радость от ассоциаций связанных с изображением знакомых предметов.

Игра с прищепками «Разноцветный забор»

Закреплять названия цветов: красный, синий»; упражнять в нанизывании прищепок по образцу в определенном порябке.

Март

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в «замочек».

Лепка из солёного теста «Конфетки»

Научите малыша делать «конфетки» - покажите, как скатывать между ладошками кусочек теста.

Игра с прищепками «Солнышко»

Учить детей нанизывать прищепки на круг.

Рисование пальчиками «Снежные комочки»

Продолжать вызывать интерес к рисованию. Побуждать детей к рисованию пальчиками. Вызывать радость от рисования красками

Игры с трехместными матрешками

Продолжать формировать интерес

к народной деревянной игрушке.

Вызывать эмоциональный отклик у детей, желание рассматривать и действовать с матрешкой. Предложить собрать

трехместную матрешку. Управлять действиями детей с матрешками

на основе словесных указаний

Аппликация «Петрушка»

Побуждать детей к складыванию из готовых форм изображения Петрушки. Закреплять навыки приклеивания. Воспитывать

аккуратность. Побуждать к выделению и называнию цветов

Апрель

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

Игра с прищепками  «Травушка-муравушка»

Закреплять название зелёного цвета, упражнять в нанизывании прищепок в определенном порядке

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

Лепка из солёного теста «Бусинки»

Научите малыша делать «бусинки» - покажите, как скатывать круговыми движениями между ладошками или на клеенке кусочек теста.

Конструирование «Самолеты»

Побуждать

различать кабину, крылья, хвост. При подборе деталей конструктора помогать различать три–четыре контрастные детали по величине, длине, высоте.

Пальчиковые игры «Этот

пальчик – бабушка», «Сорока-сорока», «Ладушки». «Тук'тук – я стучу, новый столик сколочу», «Колобок»,

Вызывать радость от игр с пальцами по словесному указанию взрослого, побуждать к повторению словесного сопровождения.

Игры в водой «Достань, что скажу»

Вызывать положительные эмоции от ощущений связанных с доставанием знакомых предметов.

Май

Д/игра «Чудесный мешочек»

Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Игра с прищепками «Весёлый театр»

Вызывать радость от игры в театр.

Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли»

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Лепка из солёного теста «Пирожки»

Научите малыша делать «пирожки» - покажите, как сплющивая шарик, получается  пирожок.

Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью игрушек

Доставить детям радость, вызвать смех и желание самим действовать с игрушками, когда воспитатель проговаривает текст

Игра «Воздушные шары»

Предложить рассмотреть надутые воздушные шарики, дать потрогать их. Вызывать радость от игры с шарами.

Д/и «Подбери для цветка вазу».

Побуждать детей различать и находить сходство предметов по сочетанию двух–трех свойств (цвет, форма, величина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит...

Развитие речевой активности младших дошкольников посредством развития мелкой моторики

В последние годы отмечается, что речь дошкольников не соответствует возрастным нормам, плохо развита. В результате диагностики воспитанников и опроса с анкетированием родителей, возникла необходимость...

Педагогический проект на тему: «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

Цель работы:1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи достижения поставленной цели:1. Подготовить методический материал, план работы, картоте...

Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"

Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"...

Усовершенствование речевых навыков младших дошкольников через развитие мелкой моторики.

Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития и фрмирования речевых навыков дошкольников....