Главные вкладки

    из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему: «Развитие художественных способностей дошкольников».
    консультация по теме

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38.

     

    Доклад

     из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему:

                             «Развитие художественных способностей дошкольников».

      Дошкольное детство - очень важный период в жизни  детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то новое, необычное.

      С целями и задачами развития художественных способностей дошкольников вы можете ознакомиться на слайде, я же хочу сказать о том, что способность создавать художественные образы присуще каждому нормально развивающемуся ребенку. Однако не каждый станет потом профессиональным живописцем. Волна возрастной одаренности в течении нескольких лет несет на своем гребне маленьких художников. Но она уйдет, и большинство взрослеющих детей найдет другие, предпочтительные для них области деятельности, где  проявятся их способности. Однако приобретенный опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и, возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

       Работа по развитию художественных возможностей - это не унылые специальные упражнения, вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий, или точное воспроизведение графических образцов. Гораздо эффективнее и психологически верно прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме, когда ребенок учится чему-нибудь " между прочим", в процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели.

      Формирование художественных способностей осуществляется через различные виды деятельности. Основными приемами руководства при этом являются: показ, объяснение, словесные указания. Ребенок не должен самостоятельно преодолевать все трудности в овладении материалами. Своевременная помощь, совет, показ облегчают ему задачу и освободят энергию для творческого труда: для придумывания того, как изобразить предмет, что нарисовать, какие подобрать цвета и материалы.

      Точки зрения относительно формирования способностей у детей меняются, соответственно меняются и технологии работы педагогов дошкольных учреждений. Наряду с традиционными методами и способами изображения в работе с детьми находят место и нетрадиционные техники рисования. Они дают самые неожиданные результаты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазии.

      Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой- сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, однако на первых этапах становления образа у детей незаменимо осязание .  Форму предмета руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым и задним поверхностям предметов, которые глазам совершенно недоступны. Систематические упражнения детей в лепке ведут к тому, что их замыслы становятся более самостоятельными и в свободное время они с удовольствием воплощают их, создавая реальные и нереальные образы.

      Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность. Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной. Но в работе с дошкольниками чаще используется предметная. Данный вид деятельности способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает   умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

      Работа по конструированию требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.  Обследование исходного материала, его ощупывание, перебирание способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала. Конструирование организуется с дошкольниками как индивидуально, так и коллективно. Коллективный труд приносит детям большую радость. У детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявляется заинтересованность результатом общего дела.

      Художественная деятельность ребенка станет более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, вводить в практику анализ в индивидуальной беседе с ребенком. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

      Каждый ребенок- это отдельный мир со своими чувствами и представлениями. И чем богаче, разнообразнее впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

     "Истоки художественных способностей и дарование детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают творческие мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, те умнее ребенок". Эти слова В.А. Сухомлинкого никогда не потеряют своей актуальности.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщённый опыт работы воспитателя Панурьевой Светланы Владимировны на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

    В работе приведена  актуальность, выделена цель работы. Определены принципы работы, методы и приёмы, описана система работы в данном направлении. Также в работе даны определения и разно...

    Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

    Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

    ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

    Обобщённый опыт работы воспитателя Панурьевой Алены Леонидовны на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

    Опыт работы содержит теоретическое обоснование вопроса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, а также эфективные методы развития связной речи старших дошкольников в детском саду, п...

    Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

    Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....