из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему: «Развитие художественных способностей дошкольников».
консультация по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38.

 

Доклад

 из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему:

                         «Развитие художественных способностей дошкольников».

  Дошкольное детство - очень важный период в жизни  детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то новое, необычное.

  С целями и задачами развития художественных способностей дошкольников вы можете ознакомиться на слайде, я же хочу сказать о том, что способность создавать художественные образы присуще каждому нормально развивающемуся ребенку. Однако не каждый станет потом профессиональным живописцем. Волна возрастной одаренности в течении нескольких лет несет на своем гребне маленьких художников. Но она уйдет, и большинство взрослеющих детей найдет другие, предпочтительные для них области деятельности, где  проявятся их способности. Однако приобретенный опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и, возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

   Работа по развитию художественных возможностей - это не унылые специальные упражнения, вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий, или точное воспроизведение графических образцов. Гораздо эффективнее и психологически верно прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме, когда ребенок учится чему-нибудь " между прочим", в процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели.

  Формирование художественных способностей осуществляется через различные виды деятельности. Основными приемами руководства при этом являются: показ, объяснение, словесные указания. Ребенок не должен самостоятельно преодолевать все трудности в овладении материалами. Своевременная помощь, совет, показ облегчают ему задачу и освободят энергию для творческого труда: для придумывания того, как изобразить предмет, что нарисовать, какие подобрать цвета и материалы.

  Точки зрения относительно формирования способностей у детей меняются, соответственно меняются и технологии работы педагогов дошкольных учреждений. Наряду с традиционными методами и способами изображения в работе с детьми находят место и нетрадиционные техники рисования. Они дают самые неожиданные результаты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазии.

  Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой- сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, однако на первых этапах становления образа у детей незаменимо осязание .  Форму предмета руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым и задним поверхностям предметов, которые глазам совершенно недоступны. Систематические упражнения детей в лепке ведут к тому, что их замыслы становятся более самостоятельными и в свободное время они с удовольствием воплощают их, создавая реальные и нереальные образы.

  Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность. Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной. Но в работе с дошкольниками чаще используется предметная. Данный вид деятельности способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает   умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

  Работа по конструированию требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.  Обследование исходного материала, его ощупывание, перебирание способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала. Конструирование организуется с дошкольниками как индивидуально, так и коллективно. Коллективный труд приносит детям большую радость. У детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявляется заинтересованность результатом общего дела.

  Художественная деятельность ребенка станет более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, вводить в практику анализ в индивидуальной беседе с ребенком. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

  Каждый ребенок- это отдельный мир со своими чувствами и представлениями. И чем богаче, разнообразнее впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

 "Истоки художественных способностей и дарование детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают творческие мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, те умнее ребенок". Эти слова В.А. Сухомлинкого никогда не потеряют своей актуальности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"...

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания» ...