Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»
материал (средняя группа) на тему

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование по теме:

 «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

           

 

 

 

 

 

 

     Воспитатель: Шаргунова Н.В. ( средняя группа)

 

 

 

2017-2018г

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации.  

Цель:                                                                        

Обеспечение целостности образовательного процесса через  организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание  благоприятных  условий  для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

Познакомить детей с величиной и формой предметов; 
Сформировать навыки самостоятельной деятельности; 

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
Сплотить детский коллектив. 
Систематизировать знания по приоритетному направлению 
деятельности. 

Список литературы.

1.В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.

2.Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;

3.Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред.Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;

4.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

5.Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

6.Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

    

Теоретический этап: Изучение литературы и подготовка

Вид деятельности

Месяц

Изучение литературы

в течение года 

Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.  

в течение года

Разработка и создание новых дидактических игр

в течение года

Создание картотеки по математике

1 полугодие

Введение дидактических игровых приемов в НОД .

в течение года

Практический этап: работа с родителями

Консультация для родителей в уголке «Дидактическая игра как важный фактор развития детей»

октябрь

Родительское собрание «Развитие математических способностей у детей через дидактические игры»

ноябрь

Консультация для родителей в уголке «Математика в жизни дошкольника»

декабрь

Разработка буклета для родителей «Как правильно заниматься с ребенком в домашних условиях»

февраль

Консультация для родителей через стенд «Дидактические игры как средство всестороннего развития детей»

апрель

Родительское собрание «Итоги года»

май

Работа с детьми:

  Диагностика на начало учебного года.

 

сентябрь

 

Занятия с детьми по темам «Большой – маленький», «Цвет и форма», «Один – много», «Столько же, больше, меньше»,«Счет до двух» «длиннее – короче», «Круг» «шар», «Счет до трех» «Треугольник», «На, над, под», «Выше – ниже», «Слева – справа», «Раньше – позже» «Счет до четырех».

 октябрь

 

Д.И. «Математические пазлы»- подбирать пазлы с цифрами со счетом до пяти .

 

ноябрь

 

«Разрезные картинки» - собирать геометрические фигуры из трех частей.

Д.И «Чудо варежки»- подбирать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по цветам.

 

декабрь

 

«Сухой бассейн» - найди и назови геометрические фигуры  на ощупь в коробке с фасолью.

«Выложи дом из цветных геометрических фигур» -продолжаем закреплять знания геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

«Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

 

февраль

 

«Подбери пуговицы по цвету»-найти пуговицы по цвету и размеру и выкладывать по парам.

Изготовление подарка для папы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка)

Собери пирамидку» - закрепление цветов и оттенков, формы больше- меньше.

Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

 

 март

 

Д.И. «Чей малыш»- закреплять знания о домашних животных и их детенышей.

Д.И «Веселый паровозик»-развиваем речевые навыки, мелкой моторики, закрепляем основные цвета.

 

 апрель

 

Д.И. «Шофер». Собрать машинку из геометрических фигур.

«Цветные пробки» - умение разбирать пробки по цветам в банки.

май

«Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на столе.

Диагностика на конец учебного года

Коллективная работа «Весенний луг» - с помощью геометрических фигур вырезанных из бумаги, и с помощью кисточки и клея создаем цветущий фон.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование по теме:

 «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

           

 

 

     Воспитатель: Шаргунова Н.В. ( средняя группа)

 

 

 

2017-2018г

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации.  

Цель:        

Обеспечение целостности образовательного процесса через  организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание  благоприятных  условий  для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

Познакомить детей с величиной и формой предметов; 
Сформировать навыки самостоятельной деятельности; 

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
Сплотить детский коллектив. 
Систематизировать знания по приоритетному направлению 
деятельности. 

Список литературы.

1.В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.

2.Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;

3.Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред.Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;

4.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

5.Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

6.Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

     

Теоретический этап: Изучение литературы и подготовка

Вид деятельности

Месяц

Изучение литературы

в течение года 

Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.  

в течение года

Разработка и создание новых дидактических игр

в течение года

Создание картотеки по математике

1 полугодие

Введение дидактических игровых приемов в НОД .

в течение года

Практический этап: работа с родителями

Консультация для родителей в уголке «Дидактическая игра как важный фактор развития детей»

октябрь

Родительское собрание «Развитие математических способностей у детей через дидактические игры»

ноябрь

Консультация для родителей в уголке «Математика в жизни дошкольника»

декабрь

Разработка буклета для родителей «Как правильно заниматься с ребенком в домашних условиях»

февраль

Консультация для родителей через стенд «Дидактические игры как средство всестороннего развития детей»

апрель

Родительское собрание «Итоги года»

май

Работа с детьми:

  Диагностика на начало учебного года.

сентябрь

 

Занятия с детьми по темам «Большой – маленький», «Цвет и форма», «Один – много», «Столько же, больше, меньше»,«Счет до двух» «длиннее – короче», «Круг» «шар», «Счет до трех» «Треугольник», «На, над, под», «Выше – ниже», «Слева – справа», «Раньше – позже» «Счет до четырех».

 октябрь

 

Д.И. «Математические пазлы»- подбирать пазлы с цифрами со счетом до пяти .

 

ноябрь

 

«Разрезные картинки» - собирать геометрические фигуры из трех частей.

Д.И «Чудо варежки»- подбирать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по цветам.

 

декабрь

 

«Сухой бассейн» - найди и назови геометрические фигуры  на ощупь в коробке с фасолью.

«Выложи дом из цветных геометрических фигур» -продолжаем закреплять знания геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

«Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

 

февраль

 

«Подбери пуговицы по цвету»-найти пуговицы по цвету и размеру и выкладывать по парам.

Изготовление подарка для папы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка)

Собери пирамидку» - закрепление цветов и оттенков, формы больше- меньше.

Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

 

 март

 

Д.И. «Чей малыш»- закреплять знания о домашних животных и их детенышей.

Д.И «Веселый паровозик»-развиваем речевые навыки, мелкой моторики, закрепляем основные цвета.

 

 апрель

 

Д.И. «Шофер». Собрать машинку из геометрических фигур.

«Цветные пробки» - умение разбирать пробки по цветам в банки.

май

«Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на столе.

Диагностика на конец учебного года

Коллективная работа «Весенний луг» - с помощью геометрических фигур вырезанных из бумаги, и с помощью кисточки и клея создаем цветущий фон.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение города Когалыма «Золушка»...

Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сос...

Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры.

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...