План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Михеева Наталья Николаевна

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_1.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

В средней группе № 11 «Домисолька»

Воспитатель: Михеева Наталья Николаевна

Тема: "Формирование элементарных математических представлений
дошкольников через дидактические игры" 

Цель:

  1. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста
    элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.   

2.  Использовать различные дидактические игры и упражнения на занятиях по   математике для лучшего усвоения программного материала детьми, приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.

Задачи:
 составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания
по развитию математических представлений у детей дошкольного
возраста;
 использовать разработанный материал на занятиях по математики с
детьми дошкольного возраста;
 активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
 активизация познавательного интереса дошкольников;
 развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
 формирование элементарных математических представлений.
 повышение интереса у детей к занятиям по математике.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с
предметами, настольнопечатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство
и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети
знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в
новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие
речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольнопечатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида

игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и
различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических
способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное
моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть
развитие логического мышления, а именно умение устанавливать
простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету,
форме, размеру.

 Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От
того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в
своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а,
следовательно, предсказуем для человека.Обучение математике детей
дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их
использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок
принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя,
использование мыслительного процесса.

Игра – естественный способ развития
ребенка. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само
по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память,
мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые
знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об
этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети
действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень
активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети
овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
 

Методическая работа

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Обзор информации в интернете по образовательным областям

3. Математика в детском саду – Под редакцией В. П. Новикова. 

 

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Работа с родителями

Практические выходы

сентябрь

1.Мониторинг
начальных
математических представлениях.
2.Изучение методической литературы по теме: элементарных математических представлений. 3. «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

4.«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

1. Выявить знания, умения и навыки детей в области

2.Разработка и изготовление картотеки дидактических игр по
ФЭМП-

Проведение

 

консультации для родителей на тему «Роль
дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». 

октябрь

1.Пополнение предметно- развивающей среды в группе.

2. Создание и приобретение дидактических игр ЭМП. 

3.Объединение предметов в группу по цвету, форме,размеру.

1.Чтение математической сказки №2 из цикла"В стране
"Математике" в пластилиновом районе" , анализ и обсуждение сказки
с детьми.  

2.«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) -

3. «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

4. «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

5.Дидактичекая игра «Найди пару по форме».

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика
дома и в повседневной жизни». 

Выставка «аппликация из геометрических фигур»

ноябрь

1.Чтение математической сказки №2 из цикла"В стране
"Математике" в пластилиновом районе" , анализ и обсуждение сказки
с детьми. 

2.Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,
3.формирование   умения   соотносить  

 цифру   с колличеством

1.Дидактическая игра "Посчитайка Дидактическая игра: 2.«Угостим белочек грибочками»
3.«Жучки на листиках»
4.«Бабочки и цветы»

Подготовить рекомендации для родителей «Формируем
пространственные представления», «Как научить детей
определять свойства предметов».

 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

декабрь

1.Выделение  части  группы.  Нахождение

 «лишних»предметов

2.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью

занимательного материала (наборыфигур, настольно-печатные игры) 

3.Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5 

4.Сравнение предыдущего и последующего чисел

1.«Найди свою пару»(варежку)

2.д/игра «Что лишнее?» 3.Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам».

3. «Что изменилось» 

Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

январь

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала  раздела образовательной программы: область «Познание»

Работа над развивающей математической средой группы.

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов
на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

 февраль

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».

 - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

1.Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

2. Проведение игр – соревнований.

3. «Чья команда быстрее найдёт

 предметы? » (разной формы

4.«Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

март

1.Повторение  понятий «один», «много»

2.Сравнение групп предметов по колличеству(столько же,больше меньше)

1.Дидактическая игра «Огород  для Машеньки(грядки-полоски)

2. «угости зверей»(поровну,столько

же)

апрель

Игры на фланелеграфе

Чтение сказок «теремок»

1.«одень дерево»(листочки)

2.«ежик и яблочки)

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОНР» на 2020-2021г.

Цель: показать на практике пути применения математических знаний для развития речи.Задачи:Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы в соответствии с профилем группы....

Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

План по самообразованию воспитателя тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель самообразования по теме:создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.   Задачи самообразования:1. улучшать моторику, координацию движений кистей, ...