План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».
методическая разработка (младшая группа)

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx225.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31 «Заря»

г. Пятигорск

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

                                                     






Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

-массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- лепка из пластилина;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-пальчиковый театр.

Использовались игры:

 -«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Изучение передового педагогического опыта

2 ЭТАП — внедрение в практику.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь
2018.

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-Век Год: 2007

Октябрь
2018

  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.

Ноябрь
2018

  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

Декабрь
2018

  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.

Январь
2019

  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Февраль
2019

  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Март
2019

  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Апрель
2019

  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Май
2019

  • Изучение передового педагогического опыта

Сентябрь
2019

В течении года

В течении года ежедневно.

Проведение диагностического исследования (первичное).

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Самомассаж ( по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

 Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Октябрь
2019

Д/и.: «Прищепки»

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Д/и. : «Шнуровка».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь
2019

 

 

- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе)

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья» «Корни»

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь
2019

Д\И : «Массажный мячик»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

 

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь
2020

Консультация для родителей  «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика».

Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль
2020

Создание пособия

«тактильные дощечки»

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март
2020

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

"Пальчиковые шаги"

Создание пособия для игры( использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель
2020

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром)

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка»

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Активизировать движения пальцев рук

Май
2020

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей..

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми

3 этап

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Проведение контрольного диагностического исследования .

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки



1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

Предисловие

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В этом пособии представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы). Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага»):

 

Домовенок Кузя Ищет новый дом. Хочет быть хозяином, Поселиться в нём.

 

—        3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

—        3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

—        3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

—        3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

 

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смеж¬ной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами», данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007. 



Сегодня общепризнанно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

В представленном пособии предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы движений пальцев рук. Тексты составлены так, чтобы в одном этюде содержалось как можно больше пальцевых движений и они сочетались бы по смыслу с произносимыми стихами. Рядом с каждой пальцевой фигурой имеется изображение предмета, помогающее реальнее представить его и точнее изобразить.

Для того чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала следует предлагать простые пальцевые движения - изобразить бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитьё и пр.). Затем следует переходить к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После несложных заданий необходимо моделировать предметы, растения, людей и, наконец, животных. Вначале в упражнениях должны содержаться две-три пальчиковые фигуры, затем постепенно их количество увеличивается до восьми. Именно в такой последовательности изложен материал книги.

Для дошкольников с нарушениями речи, другими проблемами развития эта книга незаменима.

  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008


В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. В предложенном материале по развитию тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приемы, упражнения из разных источников, позволяющие эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений. Книга адресована логопедам, воспитателям, а также родителям, заинтересованным в успешном обучении ребенка в школе.

•        Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.

1 часть – Пальчиковая гимнастика.
Когда малыш запомнит и будет свободно выполнять движения пальчиками и ладошками, можно вместе с ним показывать и разыгрывать итоговую сказка (их две – одна в прозе, вторая – в стихах) или придумывать сказки собственного сочинения и разыгрывать их на пальчиках – весело и полезно. Главное – заниматься! Заниматься ежедневно!!

2 часть – Гимнастика для развития речи – полезная вводная статья для родителей, для чего нужна артикуляционная гимнастика, а затем масса уроков-упражнений, не разрозненных, а связанных между собой главным героем – Язычком. Читается как сказка. И занимаемся по ходу повествования. Важно для раздела по развитию артикуляционной моторики то, что есть фотография логопеда, выполняющего артикуляционное упражнение,дополненное стихами и сюжетной картинкой - что очень привлекает внимание ребят. Еще иллюстрации в разделе не простые – каждая с дополнительным заданием – найди предмет, сосчитай – не заскучаешь!

В этом разделе – также Игры для развития высоты и тембра голоса ( Кто кричит, Заведи мотор, Постучи как дятел и др.)

3 часть – Говорим правильно и красиво – вводная статья, как работать со скороговорками, далее скороговорки, содержащие простые и сложные для произношения звуки, и предложение – соперничать с мамой и папой в произношении их. Картинки – это не только картинки, но и задания на внимательность – найди, сравни и др. Так как многие скороговорки современным детям непонятны – внизу есть сноски с разъяснениями. Например, «Валерий кавалерию раскрасил акварелью» ( в пояснении – Кавалерия – конное войско)

•        Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

"Развиваем мелкую моторику у малышей"
В книге представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Советы и рекомендации опытного специалиста не только помогут правильно организовать занятия, но и сделают их увлекательными и необременительными для малыша. Пособие адресовано детям, родителям и воспитателям. Для детей от 0 до 4 лет.



•        
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
"Пальчиковые игры"
Пальчиковые игры эффективно развивают речь и мелкую моторику у детей. Благодаря таким играм у ребенка развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
В книге представлены пальчиковые игры для самых маленьких: упражнения для массажа и самомассажа рук, игры со звуковым сопровождением без использования предметов и с использованием различных предметов (ткань, пуговицы, карандаши, спички, носовые платки и пр.) и для детей постарше: пальчиковый театр и театр теней, лепка, мозаика, игры с бумагой, плетение. Отдельная глава посвящена пальчиковым играм для подготовки детей к письму - рисование пальчиками, игры, сопряженные с рисованием, штриховка и т. д.



2 ЭТАП

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       

^ Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.


Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

•        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

•        Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

•        Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

•        Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

•        Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

•        У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.•        В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

^ Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

 Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

•        Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

•        Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

 Основные направления работы с детьми на занятиях.

        Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

        Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

        Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

        Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

        Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

        Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

    нахождение заданных предметов,
    угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
        сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в подготовительной логопедической группе

Продолжительность занятия 30 минут.

Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент)

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Игры на ориентировку на листе бумаги.

5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).

6. Итог занятия.  Оценка деятельности детей.


Смотреть приложение 1 конспект занятия
.
Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. 
Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.
Смотреть приложение 2.

 Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-5 лет
Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.) Очень важно провести работу с родителями, так как это очень важно, чтобы они тоже принимали в этом не посредственное участие (родительские собрания, анкетирования, памятки, консультации). После проведения бесед, консультаций повысится уровень компетентности родителей в применении пальчиковых игр. См. приложение 3.

Также очень важности донести цель проекта и для других сотрудников дошкольного учреждения (консультация для воспитателей см. приложение 8.). Чтобы  тоже использовать работу по мелкой моторики в разных возрастных группах детского сада.

. 
^ Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода.


Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.


Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 


Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 


Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник". 


Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят". 


Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам 

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". 


Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 


Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 


Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 


Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 


^ Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 


Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку". 


Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 


Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех". 

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Показателями эффективности проекта будут считаться:

  1. Уменьшения количества детей с низким уровне речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
  2. Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
  3. повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
  4. возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.

Распространение результатов

Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолога – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически

Приложение 1- Занятие с детьми.


Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей младшей группы с использование ИКТ. Провела воспитатель МБДОУ №21 г. Гая  Лапина А.Г.
Тема: «Мышкино государство».

Задачи:
Образовательная:
Закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,     воображения.

Развивающая:
Развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук;
развивать правильную речь

Воспитательная:
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения.
Словарная работа:
Озорство, князь, казначей, домоправительница, гостеприимство, крепёжные верёвочки,  Ярославская губерния.
Активизация словаря: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная. Музей, достопримечательность,  ухитрился проникнуть, легенда, слизала,  медком.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы;
-чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
-пальчиковая гимнастика;
-нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;
-собирание различных видов мозаик;
-игры с пирамидками;
-застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
-завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины
-выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;
-сортировка различного материала;
-штриховка;
-игры с мелким и крупным конструктором;
-игры с конструктором «Лего».

Материал:
демонстрационный:
выставка книг «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке».
Игрушка «Мышка» из пальчиковова театра.
раздаточный: 

для стола № 1:
 конструктор «Лего»(кораблик).

для стола № 2: 
ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; емкость с перемешанными большими и маленькими пуговицами.

 для стола № 3: 
разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; раскраски с изображением мышки и кота, цветные карандаши;

для стола № 4:
 пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом перед воспитателем).
Вос-ль:
Ребята отгадайте загадку:
Маленькие ножки, боится кошки.
Живёт в норке, грызёт корки.
Дети:
(Мышка)
Вос-ль: Правильно, это мышка и сегодня она пришла к нам в гости

(заносит в группу игрушку – мышку)
Вос-ль:
Вспомните и скажите, в каких сказках живёт мышка?
Дети:
 «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке».
Вос-ль: Молодцы! Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.
Вос-ль: Ребята,
вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?
Дети: мышка помогла вытащить репку.
Вос-ль:
Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки, а для этого мы с вами встанем  в круг и наша «мышка» с вами поиграет. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.
Дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.
Вос-ль: Молодцы ребята, а сейчас
я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?
Дети:
Сказание, история, сказка.
Вос-ль: ( показ слайдов):
Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а также есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь. Притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!
А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.
А вокруг огромное мышиное царство. Мыши здесь и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.
Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство! 
Вот такая легенда.
Вос-ль: Ребята, а к нам пришли еще гости и
 время узнать, что же за необычные гости к нам приехали? (зачитывает загадку):
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Догадались, кто это?

Дети: мышки

 (Показ слайда «Кораблик с мышками – матросами»).
Вос-ль:
Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.

Пальчиковая гимнастика:
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку,
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
А третья - с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая - в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).
Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).
«Бежим», - пропищала подружкам малышка,
И спрятались в норку проказницы мышки!
(все пальчики прячутся в норку левой руки).

(
Рассаживаю игрушки мышек по одной на каждый стол и предлагаю детям занять свои места)
Вос-ль:
Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а то пока они к нам плыли, у них на корабле произошла небольшая поломка и корабль нужно починить. Проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.
Дети пройдите за столы.
Те, кто сидит за первым столом, должны построить корабль из конструктора «Лего»: 
Стол № 1:
построить корабль (лодочку) из крупного конструктора, предлагаю для удобства сделать на ковре.
Стол № 2: 
Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов: рассортировать в эти мисочки горох и фасоль.

И еще рассортировать пуговицы, которые оторвались во время шторма (крупные и мелкие в разные коробочки).
Стол № 3
защитить мышек от кошки и кота: собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
стол № 4:;
зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).
(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).
Вос-ль: Ребята
 заканчиваем работу, наводите порядок на своём рабочем месте.
Молодцы, все справились с заданием.
Вос-ль: Ребята, расскажите, чем вы сегодня занимались на занятие? Что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Вос-ль: Ребята, а мышки еще вам привезли подарки за ваш труд, воздушные шары так как мышки любят не только сыр, но и еще играть (раздача воздушных шариков)

Приложение 2 – Диагностика.


         
Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м., 

метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой, 


удары мяча о пол и ловля его после отскока.

На начало года:

Фамилия,имя ребенка

Бросать мяч в стену с расстояния 1м

Метание в цель на высоте 1м.

Удары мяча о пол и ловля его

Оценка результатов.

Прав.рук

Лев. Рук

8

6

4

10

Низ.

9

7

4

12

Низ.

7

7

5

14

Низ.

7

6

4

12

Низ.

9

6

5

15

Низ.

8

7

5

12

Низ.

15

14

7

17

Хор.

14

15

7

16

Хор.

7

6

4

14

Низ.

6

5

14

Низ.

6

5

12

Низ.

7

5

14

Низ.

6

4

12

Низ.

6

5

15

Низ.

7

5

12

Низ.

14

7

17

Хор.

6

4

10

Низ.

7

4

12

Низ.

7

5

14

Низ.

6

4

12

Низ.

7

4

12

Низ.

7

5

14

Низ.

6

4

12

Низ.

6

5

15

Низ.

7

5

12

Низ.

6

4

10

Низ.

7

4

12

Низ.

7

5

14

Низ.

6

4

12

Низ.

6

4

12

Низ.

На конец года:

Фамилия,имя ребенка

Бросать мяч в стену с расстояния 1м

Метание в цель на высоте 1м.

Удары мяча о пол и ловля его

Оценка результатов.

Прав.рук

Лев. Рук

19

15

14

22

Хор.

20

17

15

24

Хор.

17

15

15

24

Хор.

15

14

14

19

Хор.

22

20

16

25

Отл.

22

17

15

24

Хор.

24

22

20

27

Отл.

22

22

20

25

Отл.

16

19

15

23

Хор.

17

20

16

22

Хор.

22

20

17

24

Отл.

19

15

14

22

Хор.

20

17

15

24

Хор.

17

15

15

24

Хор.

15

14

14

19

Хор.

22

20

16

25

Отл.

22

17

15

24

Хор.

24

22

20

27

Отл.

22

22

20

25

Отл.

16

19

15

23

Хор.

17

20

16

22

Хор.

22

20

17

24

Отл.

20

17

15

24

Хор.

17

15

15

24

Хор.

15

14

14

19

Хор.

22

20

16

25

Отл.

22

17

15

24

Хор.

24

22

20

27

Отл.

17

15

15

24

Хор.

15

14

14

19

Хор.


Оценка результатов.
 Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Приложение 3 – Конспект родительского собрания по теме.

Конспект родительского собрания по теме: «Развиваем мелкую моторику рук»

Проводила воспитатель группы  МБДОУ №21 г.Гая  Лапина А.Г.


Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.

Задачи:

1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;

2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики дома.

Оборудование:  заготовки для изготовления оригами «Елочка», «Грибок»; несколько игрушек-шнуровок, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов (крупы, бусины, макароны и т.д.),  пластилин, карандаши, наборы мозаики, конструктора, пазлы, книги: Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры», Е.Черенкова «Простейшие модели оригами»

Участники: логопед, воспитатель, родители, дети.

Предварительная работа:

- провести анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

- подготовить приглашение на собрание каждой семье.

- подготовить рекомендации для родителей по теме.

- подготовить выставку фотографий выполнение детьми упражнений по мелкой моторики.

Ход мероприятия:

Вос-ль: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Вос-ль: Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий логопеда:

Это можно объяснить несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Пальчик-мальчик».

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим - в дудочку дудел.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые  игры».

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

- согните квадраты по диагонали

- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться

- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы

- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

«Гриб».

Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см.

Этапы выполнения работы:

- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.

- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.

- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны.

- у основания треугольника взрослый делает надрез

- «ножка» вставляется в «шляпку».

Грибок готов.

Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вос-ль: Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога :  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вос-ль: Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий логопеда: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

· рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Вос-ль: На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу.  И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  

Литература:

1.     Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые  игры»

2.     Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».

Приложение 4 – Памятки и консультации для родителей.


Рекомендации для родителей


  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 

  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 

  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 

  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 

  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 

  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 

  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 

  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 

  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 


Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. 

Приложение 5 – Анкеты для родителей по проекту.

Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников».

1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)

- Да.

- Затрудняюсь ответить.

- Нет.

2. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)

- В младенчестве

- 3-4 года

- 7 лет.

3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?

-------------------------------------------------------------------------------

4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки , нитки.

- Конструктор, мозаика.

 - Кубики , пирамидки, матрёшки.

5. Где берёте информацию о видах развития мелкой  моторики?(подчеркнуть)

- В саду

- В ТВ.

- В интернете.

- Подсказывает своя интуиция.

6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)

- Пассивно.

- Активно

7. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)

- С первого раза.

- Требуется многократное объяснение.

- Требуется объяснение и показ действий.

8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда?(подчеркнуть)

-  Нет, не знаю

-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.

- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.

- Знаю, поинтересовался у воспитателей.

Приложение 6 – Игры.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»

• мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»

• Кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко», «Помоги ёжику»

• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»

• счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д. »

• фольгой: сминание, вытягивание

• фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов

• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками

• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, решетки, пельменница: д/и «Пчелы в сотах», пробки от пластиковых бутылок, пипетки д/и «Лаборатория», клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку» : Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»

• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»

• вата: «Снежок», «Снеговик»

• резинка: Д/и «Тянучка»

• замочки: Д/и «Подбери ключик»

• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»

• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»

• стеклянные камешки (декоративные) : «Золушкин сундучок»

• нетрадиционное рисование: ладошками: «Русская берёза», «Цветы», манной крупой: «Из манной кашки симпатичные мультяшки»

• мозаика: крупная и мелкая

• игры с трафаретами и шаблонами

• пальчиковый театр, • пазлы: бумажные и деревянные.

Приложение7 – Пальчиковые игры по проекту.


КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу. 
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

ОРЕХИ
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
М
амочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами 
Рис от гречки отличу.

ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
* * *
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?

Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.
* * * 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
^ Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

^ Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

^ Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой


Приложение 8 – Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_471a7deca9c65afad63710ede8c39bd6.jpg.jpg

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
Н.А.Бернштейн

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им преодолеть. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки на основе исследований М.М.Кольцова в 1973г. делает важнейший вывод о том «… что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга»

Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:

• В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;
• Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
• Снижении двигательной памяти и самоконтроля;
• Замедленности, застревании на одной позе.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_e43cb21e905a4c7c36feaa866c255f1f.jpg.jpg


Всё выше изложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• наждачная бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• липучки;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_3a3cbc8ee5a0756bcbd37af4a6932cad.jpg.jpg

Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.

Список литературы.

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Журнал «Логопед» №2/10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....

План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение города Когалыма «Золушка»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...