Главные вкладки

    Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"
    материал ( группа) по теме

    Чичикина Алия Арифовна

    Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chichikina_opyt.doc131 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» села Доброе Добровского муниципального района Липецкой области

    Чичикина

    Алия Арифовна

    воспитатель

    Доброе

    2016 год

    Оглавление

    Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3

    1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3

    1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4

    Часть II. Основная часть………………………………...……………………...5

    2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5

    2.2. Работа с родителями………………………………………………………...6

    2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7

    Часть III. Заключение………………………………………………………………8

    3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8

    3.2.Выводы………………………………………………………………………10

    IV. Литература…………………………………………………………………….10

    I. Введение.

    1.1 Условия возникновения опыта.

    Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. М. Горький сказал: «Сила познания – в сомнении».

    Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

    ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.

    Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

    В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

    Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

    А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

    Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности,  в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития интеллектуально – познавательных способностей детей.

    Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

    Поэтому темой моего опыта стало “Развитие интеллектуально – познавательных  способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр».

    1.2 Актуальность опыта.

    В исследованиях отечественных психологов А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.

    Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач.

    Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

     При недооценке важности этой проблемы, по мнению К.В. Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями".

    Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

    Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

    Сенсорная дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она  рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов.

    В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

    Целью своей работы ставлю: показать эффективность сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

    Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

    1. Раскрыть значение сенсорных дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
    2. Сформировать сенсорные способности.
    3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и кругозор детей.
    4. Оценить эффективность использования сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

    II. Основная часть.

    2.1 Описание средств достижения цели

    Сенсорное воспитание – это основа умственного воспитания дошкольника.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    • является основой для интеллектуального развития;
    • развивает наблюдательность, внимание, воображение, память;
    • позитивно влияет на эстетическое чувство;
    • даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
    • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;
    • влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

    Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по интеллектуально-познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.

    В младшем дошкольном возрасте я  поддерживаю детское любопытство через экспериментирование, развиваю интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

    Знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

    Формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; учу подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

    В среднем возрасте продолжаю обогащать сенсорный опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.

    Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.

    Способствую освоению ребёнком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

    Формирую умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похожее на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).

    В старшем дошкольном возрасте поддерживаю и стимулирую  попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов через проектную деятельность.

    Развиваю умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

    Учу освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

    Учу выделять структуру геометрических фигур, устанавливать связи между цветами спектра, подбирать мерки для измерения соответствующих величин.

    Чтобы максимально сформировать и поддержать потребности детей к познанию, в группе выделен центр сенсорного развития.

    Это один из самых любимых центров моих воспитанников. В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

    Весь дидактический материал  находится в свободном доступе, ребёнок может пользоваться им как индивидуально, так и в совместных играх с взрослыми и сверстниками.

    В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по развитию сенсорных навыков, используя дидактические игры.  Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к интеллектуально-познавательному развитию.

    Итальянский педагог М.Монтессори предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. «До 5 лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было» - отмечала она, и я согласна с этим.

    2.2. Работа с родителями.

    Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.

    Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по сенсорному развитию, используя самые простые и доступные материалы:

    • пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);
    • колпачки фломастеров (для нанизывания бус);
    • разноцветные шнурки;
    • бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);
    • «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;
    • ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);
    • цветные крышки – для продевания шнурков.

    Но прежде чем предложить родителям изготовить игру,  через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях  проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини –  практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, в  проведении интеллектуальных игр дома  или демонстрацию работы.

    Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли  развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

    Дидактические игры:

    • «Подари иголки ёжику»;
    • «Лучики для солнышка»;
    • «Божья коровка» -

    помогают детям в развитии мелкой моторики рук, а значит, способствуют развитию речи, подготовки руки к письму.

    С помощью дидактических игр:

    • «Яблонька»;
    • «Цветочки»;
    • «Бусы» -

    дети закрепляют основные цвета, учатся различать понятия «один» и «много», развивают мелкую моторику рук.

    «Дидактический коврик» с использованием пуговиц, молний, шнурков, способствует развитию действий детей с предметами.

    «Зонтик» с использованием лент – «моталочек» помогает закрепить цвет предметов, развивает детские пальчики.

    Все эти игры способствуют умственному развитию дошкольников.

    2.3. Эффективность дидактических игр.

    Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.

    Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

    Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

    Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

    Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

    Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет.

    Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

    III. Заключение.

    3.1. Анализ проведённой работы.

    Для проверки эффективности разработанной методики использования сенсорных дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя следующие методики: тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека", "Логическая классификация" Лурия-Карпова, "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равена.

    Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют мне оценить эффективность применения сенсорных дидактических игр в интеллектуально – познавательном развитии детей раннего возраста и дошкольников на этапе завершения дошкольного образования.

    Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

    Старшие дошкольники достигли большего, они овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

    У них развито воображение, они любознательны, интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности. У большинства дошкольников сформированы предпосылки учебной деятельности.

    Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в  практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

    Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.

    Также распространяю  свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов из других детских садов района.

    За последние годы провела:

    • открытый показ образовательной деятельности «Наши маленькие соседи» (семинар – практикум «Интеллектуально – познавательное развитие дошкольника»);
    • мастер – класс «Умная игрушка – лучшая подружка» (областные выездные курсы «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования»);
    • мастер – класс «Игры с прищепками», (семинар «Детское экспериментирование и моделирование – средства интеллектуального развития дошкольников»);
    • открытый показ образовательной деятельности для педагогов района «В гости к нам пришёл котёнок», (районная конференция «Современные методики и технологии, обеспечивающие высокую исследовательскую активность и формирующие интеллектуальное развитие дошкольников»);
    • мастер-класс «Сенсорика – первая ступенька к интеллектуально – познавательному развитию», (муниципальная педагогическая конференция «Образование Добровского муниципального района: маршруты инновационного развития»);
    • открытый показ образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес», (практико-ориентированный семинар «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО»).

    3.2. Выводы.

    Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

    Становится очевидным, что роль сенсорной дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

    Создавая условия для формирования интеллектуально – познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

    В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:

    1. Более глубоко изучить теоретические основы сенсорного воспитания.
    2. Изготовить более сложные игры для сенсорного развития.
    3. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
    4. В системе проводить диагностическую работу по сенсорному воспитанию.
    5. Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического сенсорного материала.
    6. Опубликовать материалы из опыта работы в СМИ и журнале «РОСТ».

    IV. Литература. 

    1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М.: 2000.

    2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: 1999.

    3. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: 1996.

    4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 2005.

    5. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников. М.: 1998.

    6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: 1985.

    7. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: 1998.

    8. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 2003.

    9.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М.: 2000.

    11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль. 1996.

    10.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.  М.: 2001.

    11.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М.: 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

    Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

    Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

    Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

    «… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

    Представление опыта работы по теме: Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование

    Основана на технологии "Лего-конструирование в детском саду" Фешиной. Старший дошкольный возраст....

    Педагогическая концепция Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством нетрадиционного дидактического материала».

    Моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств, как любознательность, самостоятельность, ...

    Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

    Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....