Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка

Зайцева Виктория Владимировна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад общеразвивающего вида №8 «Огонёк»

                         

                   Обобщение опыта работы по теме:

       «Развитие речи детей дошкольного   возраста  посредством
                          театрализованной  деятельности»

                                 

                                                     

                                                       Воспитатель :  Зайцева  В.В.

                             2018г

«Театр – искусство прекрасное.

 Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты» 

                          Константин Сергеевич Станиславский

2 слайд

Театрализованная  деятельность  -  это  …не просто игра!

Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

3 слайд

Значение   театрализованной  деятельности  –  театрализованная деятельность

  1. помогает усвоению богатства родного языка, его  выразительных средств
  2. появляется живой интерес к самостоятельному   познанию и размышлению
  3. совершенствует артикуляционный аппарат
  4. формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  5. улучшается усвоение содержания произведения,  логика и последовательность событий
  6. дети получают эмоциональный подъём
  7.  способствует развитию элементов речевого  общения: мимики, жестов, пантомимики,  интонации, модуляции голоса
  8. позволяет формировать опыт социального поведения
  9. стимулирует активную речь

     4 слайд

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Лев Семёнович Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как  основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного   возраста  посредством  театрализованной  деятельности»

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Именно поэтому я решила уделить особое внимание в своей деятельности

проблеме развития речи детей.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и  разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Одним из видов детской деятельности,  широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей  является театрализованная  деятельность.

Евгения Александровна Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного   возраста  посредством
театрализованной  деятельности
».

5 слайд

Цель:  Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

6 слайд

Задачи:

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании  коллективной деятельности

7 слайд

Методы и приёмы работы с    детьми:

Чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений.

 Драматизация сказок.

Дидактические, сюжетно – ролевые, творческие игры, игры – театрализации.

Игры на развитие интонационной выразительности.

Словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации.

 Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

 Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов.

 Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

 Продуктивная деятельность.

 Посещение театров

8 слайд

В своей работе использую разные виды театров – слайд 9, слайд 10

Пальчиковый театр -  Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга

Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть.  Пальчиковый театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Играя вместе со взрослыми или в компании сверстников, ребёнок овладевает навыками общения, разыгрывает различные жизненные ситуации с куклами, развивающими воображения ребёнка.

11 слайд

Театр картинок и  фланелеграф - Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять   своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Фланелеграф  предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая  сказку они выкладывают героев на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и бумажные фигурки –героев сказок

12 слайд

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

13 слайд

Театр вязанной игрушки- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

Формирует творческие способности, артистизм;

Обогащает пассивный и активный словарь

14 слайд

Настольный театр – Помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью; привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей. Игрушки для этого театра должны быть не большие и лёгкие, чтобы их можно было удержать ребёнку в руках, и желательно устойчивые, чтобы ребёнок мог спокойно менять героев и декорации.

15 слайд

Театр кукол «БИ-БА-БО»

Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой», обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию. Учить детей с помощью игрушек-бибабо показывать несложные сценки, инсценировать простейшие короткие сказки, сочинять свои собственные сказки, рассказы. Развивать творческую фантазию, яркую, образную, выразительную, связную речь во время театрализованных и режиссерских игр. Расширять интерес детей к активному участию в театрализованных играх. Расширять кругозор детей об общественной жизни. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к театрализованным играм. Воспитывать культуру поведения во время режимных моментов.  Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя

(свою руку) с куклой

16 слайд

Театр «Масок»  Способствует развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память. Когда ребенок надевает маску, лицо не закрывается, что дает возможность без затруднений мимикой и речью передать характер персонажа, в которого он играет. При этом, дети вживаются в роль, эмоционально передавая образ своего персонажа. Ребенок самостоятельно ведёт роль своего персонажа, он действует за него, изображает его

интонацией, мимикой, пантомимикой. В работе с детьми важную роль играет эстетичность, доступность и безопасность пособия.

17 слайд

Театр на ложке или на палочке -  развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребёнку выразить эмоции, способствует развитию речи

Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. Работа детей с куклой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

18 слайд

Театр «Драматизация» Самый «разговорный» вид театрализованной    деятельности.

 Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности;

Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

19 слайд

Ни один другой вид театрализованной деятельности   так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи,  как игра-драматизация

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Театрализация сказки «Заюшкина избушка на новый лад

20 слайд,  21 слайд

В пошлом году мы  обменивались опытом с 1 детским  садом  показывали  сказки Театрализация «сказки о глупом мышонке»

22  слайд

Игры –драматизации присутствуют в нашей группе на каждом утреннике.

23 слайд

На стихи Агнии Барто

24 слайд

Конусный театр   Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

25 слайд

Теневой театр    Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Использование в работе с детьми теневого театра положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников.  Атмосфера теневого театра, тем более театра детей – это стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр теней позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей.

  1. слайд

Режиссёрские игры -   В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с  

куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.  

  1. лайд

В прошлом году у нас прошёл проект  «В гостях у сказки»

Цель:  Развитие связной речи детей, раскрытие творческого потенциала посредством знакомства с русскими народными сказками , сказками народов мира

  1. слайд , 29 слайд

Формы и методы работы с родителями

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально — чувственного опыта  длительная работа, потребовалось участие родителей

Для них проводились:  Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр».

Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду».

Фотовыставки «Театральные новости».

Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами».

 Постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя.

Помощь родителей к творческой деятельности (к рисованию афиш, декораций, изготовление элементов костюма).

 День открытых дверей.

 Посещение театра.

Проект «В гостях  у сказки»

  1. слайд

Родителями была поставлена сказка «Три поросёнка» «Ёжик в гостях у детей»

31 слайд

Пополнился  театрализованный уголок  уголок   32 слайд

В своей работе использую инновационные технологии

Сказкотерапия  это: Процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;

Процесс переноса сказочных символов в реальность;

 Созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

Терапия средой, особой сказочной обстановкой;

 Выявление и развитие творческих способностей;

6Снижение уровня тревожности и агрессивности;

Развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

Развитие умения преодолевать трудности и страхи;

33 слайд

Театр ростовых кукол  34 слайд  Большие зрелищные куклы – ростовые куклы,  несомненно, вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых.  Они яркие, красочные, объёмные в рост ребёнка. Ими удобно управлять (ребенок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребенка, ноги куклы, являются ногами ребенка, голова у таких кукол обычно больше, чем все туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость) 

 А самое главное они помогают развивать творческие, музыкальные способности дошкольников. С использованием  кукол в играх создаётся особая среда, стимулирующая развитие личности.

Такие куклы используются для проигрывания ролевых игр. Игры с куклами – героями сказок, становятся своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Оживляя куклу, ребёнок видит, что каждое его движение немедленно отражается на её поведении, таким образом, он получает обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным 

Работа в перспективе   Создание перспективного планирования по театрализованной деятельности.

Создание картотеки театрализованных игр.

Мастер-классы «Кукольный театр для дошкольников своими руками».

 Выступление на педагогическом совете.

Изготовление   кукол – марионеток.

Показывать малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театра

Провести совместно с родителями отчётный концерт по театрализованной деятельности

35 слайд

Вывод:

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к  самостоятельному познанию и размышлению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа

Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

36 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему:"Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам"

Проект "Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам" при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Логопед и воспитатель испол...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»

Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО  «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...

Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...