Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"
консультация

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. 

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

         Одним из средств развития речи детей являются речевые дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирской области Северного района

детский сад «Сказка»

Консультация для воспитателей

«Развитие речи дошкольников

через дидактическую игру»

                                                                                            Воспитатель: Гладкова О.В.

с.Северное, 2020г.


- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

          Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

       Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

       И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

         К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
  • Бедность речи;
  • Несформированность грамматического строя речи;
  • Нарушение звукопроизношений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Трудности в построении монологов;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи;
  • Плохая дикция.

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

         Одним из средств развития речи детей являются речевые дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

1. Дидактическая игра – являетсясредством обучения, поэтому она  может  быть использована при усвоении любого программного материала  и  проводится как  на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

       Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

      1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

      2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

      3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм.  Во многие занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

         Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки. То есть, были внимательными при выполнении упражнений.

а) Дети должны четко понять, что от них требуется.

Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность.

И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

в) Поощрять ребенка.

Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

г) Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес. Игра  должна быть в радость.

     

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

         Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

                   Игра «Цепочка слов»

      Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными

Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

В): Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная

В. Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, телевизор, платье …

В. Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, модным…

В. Что еще может быть модным? и т. д.

             Игра «Что с чем делают?»

Цель: Обогащение словаря глаголами.

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

Стол можно сломать, а стакан…

Воду можно разлить, а горох…

Сено косят, а волосы…

Платье шьют, а шарф…

Игра «Эстафета»

Цель: Активизация глагольного словаря.

Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

Игра «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов

Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

Игра «Подбери слово»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель спрашивает: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)

Что можно завязывать?

Что можно чистить? И т. д.

Дидактическая игра «Жители города».

Образование существительных. Можно использовать мяч.

Жители Надыма – надымчане

Жители Томбова – тамбовчане или тамбовцы

жители Харькова - харьковчане

жители Москвы - москвичи

жители Тюмени - тюменцы

жители Салехарда - салехардцы

жители Кургана - курганцы

жители Волгограда - волгоградцы

жители Барнаула - барнаульцы.

Варианты игры: «Один – много», «Подбери слово какой, какие», «Составь предложение», «Назови действие», «Раздели на слоги», «Назови первый звук в слове.

1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2. Игра «Назови «лишнее» слово».

Воспитатель называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по  плану:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

 Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

 «Найди слова-приятели"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему, а какое слово лишнее. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

        Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.чистые руки-залог здоровья и т.д.

Игра «Магазин»

- Давайте отправимся в магазин за покупками. Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

         Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Давайте мы вернемся в детство. Вы помните свое детство? Вспомните, во что вы верили в детстве? В волшебство дети верят все… Но есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника. Мы знаем, что волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все, нужно ему только чуточку помочь.

И поможет нам в этом игра!

                                             «Вся наша жизнь — игра» Б. Грасиан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»

«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Презентация обобщенного опыта работы "Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой"

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к ис...