Презентация обобщенного опыта работы "Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Вахрушева Вера Николаевна

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы.
К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.
Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty.pptx539.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад № 10 КВ» г. Богородицк Обобщенный педагогический опыт «Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой» воспитатель Вера Николаевна Вахрушева

Слайд 2

Актуальность Речь и язык традиционно рассматриваются в психологии и педагогике, как точка в которой сходятся различные линии психического развития - мышление, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Слайд 3

Теоретическое обоснование опыта Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Слайд 4

Цель опыта: овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развитие их коммуникативных способностей. Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с природой будет эффективнее, если: 1) использовать специальные задания и упражнения на формирование выразительности речи в образовательной деятельности; 2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников; 3) приобщать родителей (законных представителей) к совместной театрализованной деятельности.

Слайд 5

Задачи: Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира; 2. Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разносторон -него развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельного мышления; 3. Развивать все стороны речи: лексическую, граммати-ческую и фонетическую; 4. Способствовать развитию партнерской позиции родите-лей (законных представителей) воспитанников в общении с ребенком.

Слайд 6

Этапы накопления и систематизации опыта I . Подготовительный этап Изучение методической литературы по развитию речи, по ознакомлению дошкольников с природой; 2. Разработка тематического плана по развитию связной речи у детей; 3.Создание развивающей предметно- простран - ственной среды в группе. II . Внедренческий этап 1. Проведение диагностики детей; 2. Разработка конспектов занятий по развитию речи и их проведение; 3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ; 4. Проведение игр: словесных, дидактических, сюжетно-дидактических; 5. Совместная деятельность (прогулки, трудовая деятельность и др.)

Слайд 7

Технология реализации опыта Диагностический инструментарий Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование провожу индивидуально с каждым ребенком по времени не более 15 минут. Задание даю в интересной, интонационно-выразительной форме. Во время диагностики поддерживаю самостоятельность ребенка, одобряю его. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использую наглядность (предметы, картинки, игрушки). Так как для старших дошкольников очень важна точная формулировка вопросов, подготавливаю интересные ситуации и вопросы. Диагностика показала, что речь детей развивается успешнее. У детей накопился значительный запас слов, речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, используя навыки и умение сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей. В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются со взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; выразительно и грамотно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами. Результатом своей работы считаю - повышение результативности образовательного процесса. Большинство выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе .

Слайд 8

Технология реализации опыта Блоки и разделы Список информационно-педагогических модулей: 1 . Сведения об авторе; 2. Условия формирования опыта; 3. Теоретическая база опыта; 4. Актуальность и перспективность опыта; 5. Новизна опыта; 6. Адресность опыта; 7. Трудоёмкость опыта; 8. Технология опыта; 9. Результативность опыта; 10. Работа с родителями; Приложение

Слайд 9

Технология реализуемого опыта Конкретные формы работы Разработала серию конспектов и провела образовательную деятельность: «Лес - наше богатство», «Осень», «Медвежья семья», «Новости весеннего леса», «Зимушка-зима», «Вол- шебная корзинка осени», «Домашние животные», «Жители леса» и другие. Составляли с детьми описательные рассказы, рассказы по картинам, из личного опыта, составляли предложения и рассказы по мнемосхемам. Провела с детьми: Беседы; Игры: словесные, дидактические, сюжетно-дидактические, экологические, подвижные, театрализованные и познавательные; Подобрала к занятиям и играм музыкальное сопровождение; Использовала ИКТ: презентации, интерактивные игры, электронное панно и др.; Наблюдения и экскурсии; Проектную деятельность.

Слайд 10

Работа с родителями: Анкетирование; Родительские собрания; Дни открытых дверей; Проекты; Дни добрых дел; Консультации; Почтовый ящик; Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения; Выставка фотографий; Фотовыставки с рассказами на актуальные темы по запросам родителей; Творческие совместные выставки; Папки-передвижки; Информационный стенд и др.

Слайд 11

Самооценка обобщенного опыта работы Работая в данном направлении в течении нескольких лет выявила, что систематическая работа по развитию связной речи у детей положительно влияет на всестороннее развитие воспитанников. Дети учатся грамотно и полно выражать свои мысли и чувства через речь, в группе поддерживается положительная эмоциональная атмосфера, уменьшилось количество детских конфликтов. Заметные изменения произошли в развитии воображения, памяти и внимания. Детям стало легче составлять описательные рассказы, делать пересказ художественного произведения. Также они научились придумывать свои сказки и истории. Речь детей стала более насыщенной, обогатился значительно словарный запас, ответы детей стали полными, в своей речи дети используют сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

«Развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе ознакомления с миром космоса» Из опыта работы

Данный материал может быть интересен педагогам коррекционных групп, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития, а также воспитателям детских садов групп старшего дошкольного возраста. В...

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источник...