«Развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе ознакомления с миром космоса» Из опыта работы
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Козлова Валентина Сергеевна

Данный материал может быть интересен педагогам коррекционных групп, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития, а также воспитателям детских садов групп старшего дошкольного возраста. В статье отображены основные направления работы по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие" при знакомстве старших дошкольников с миром космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_6_statya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей 6-7 лет

в процессе ознакомления с миром космоса»

Из опыта работы

Козлова Валентина Сергеевна, воспитатель логопедической группы

ГБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга

     В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимает космос. Мир космоса хранит в себе множество тайн и загадок, он привлекает к себе взгляды людей, в том числе и детей. Знакомство с этим загадочным миром создаёт благоприятную почву для всестороннего развития ребёнка. У детей развивается фантазия, нестандартность мышления, стимулируется развитие познавательного интереса.

     Работая в детском саду с детьми, имеющими нарушения речевого развития, я решила использовать процесс ознакомления детей с миром космоса одновременно и для развития связной речи. От уровня овладения детьми связной речью будет зависеть успешность обучения в современной школе.    

     При подготовке к работе над темой я понимала, что знакомство с космосом по содержанию и методам должно отличаться от школьного обучения. Перед началом работы мною были подготовлены материалы для диагностики детей по разделам «Космос» и «Развитие связной речи». Диагностическое обследование позволило определить индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка, определить содержание и задачи работы с детьми. По итогам проведённых предварительных мероприятий мною был разработан перспективный план работы с детьми на год, в котором отражены следующие разделы:

Раздел «Солнце – самая близкая к нам звезда»

  • Почему Солнце светит и греет? (как устроено Солнце, может ли Солнце погаснуть))
  • Можно ли долететь до Солнца?
  • Знакомство с Солнечным лучиком. Закон распространения солнечного света.

Раздел «Планета Земля – наш дом во Вселенной»

  • Сколько лет планете Земля? (теории происхождения жизни на Земле»
  • Какую форму имеет планета Земля
  • Глобус – модель Земли
  • Где живёт планета Земля? (место расположения планеты в космосе, понятие «Солнечная система»)
  • Как поспорили почва, воздух и вода (формирование представлений о единстве трёх стихий, их взаимосвязи друг с другом, значении для жизни на планете Земля)
  • Солнце – хозяин времени на Земле (понятие «вращение Земли вокруг своей оси», смена дня и ночи)
  • Почему бывает зима и лето? (вращение Земли вокруг Солнца, год – период обращения Земли вокруг Солнца)
  • Луна – спутник Земли (понятие «спутник», строение лунной поверхности, лунный цикл)

Раздел «Солнышкина семья»

  • Строение Солнечной системы (понятие «Солнечная система», космические объекты Солнечной системы: Солнце, планеты, астероиды, звёзды; вращение планет вокруг Солнца, понятие «орбита»)
  • Планеты Солнечной системы (как возникли планеты, планеты земной группы, планеты – газовые гиганты, строение планет, характерные особенности, спутники планет)

Раздел «Звёзды и созвездия»

  • Сколько звёзд на небе? (что такое звёзды, какие бывают звёзды (по размеру, по цвету, какие звёзды самые горячие, как отличить звёзды от планет)
  • Как люди изучают космос? (знакомство с обсерваторией, её назначением; приборы для наблюдений за звёздами и планетами – телескопы)
  • Подарки знаков Зодиака (знакомство с зодиакальными созвездиями, годовое движение Солнца по Зодиаку)

Раздел «Освоение космоса»

  • Одиноки ли мы в космосе? (знакомство с понятием «Галактика», виды Галактик, неопознанные летающие объекты, космические пришельцы: быль или небылицы)
  • Для чего люди летают в космос? (история космонавтики, устройство космической ракеты, продукты питания для космонавтов, знакомство с первыми героями-космонавтами)
  • Аэрокосмический салон (знакомство с космическими летательными аппаратами, космическими станциями, кораблями будущего)

Задачи по развитию связной речи:

  1. Активизировать и обогащать словарь ребёнка астрономическими понятиями, пополнять словарь именами прилагательными, глаголами.
  2. Закреплять навык составления сложноподчинённых предложений с союзами чтобы; потому что; для того, чтобы.
  3. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов с использованием опорных таблиц, рисунков, далее самостоятельно.
  4. Развивать диалогическую речь – учить правильно формулировать вопрос и отвечать на него.
  5. Учить составлять загадки-описания, опираясь на имеющиеся знания о предмете (космические объекты)
  6. Развивать речь-доказательство, способность к самостоятельным суждениям (решение проблемных ситуаций).
  7. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания концовок к сказкам и рассказам.
  8. Побуждать детей к самостоятельному составлению творческих рассказов, сказок, учить логически их выстраивать, облекая в правильную словесную форму.

     В организации работы с детьми использовались следующие методы и

приёмы работы:

- наглядные: опорные схемы, таблицы, карточки, наблюдения,

  презентации, видеоматериалы (познавательные мультфильмы)

- словесные: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы с детьми, рассказ

  воспитателя, рассказы детей

- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игровые воображаемые

  ситуации

- практические: совместные действия взрослого и детей

  (исследовательская деятельность), моделирование, упражнения, продуктивная деятельность

Развитие связной речи детей происходило во всех видах детской деятельности детей. В игровой и продуктивной деятельности происходило закрепление материала по каждому разделу темы. Дети рассказывали о значении Солнца для жизни на Земле с использованием коллажа «Профессии Солнца», коллективно придумывали сказку «Что рассказал нам солнечный лучик» с персонажами театра теней, пересказывали сказки («Как поспорили Инойка-медведь и Кузяр-бурундук», «Путешествие маленькой капельки») с использованием рисунков, составляли коллективный рассказ о планете Земля с использованием опорных картинок, индивидуальные описательные рассказы о планетах Солнечной системы с использованием опорной таблицы, короткие рассказы по действию (описание опытов и экспериментов), составляли рассказы о событии (экскурсия в Пулковскую обсерваторию), придумывали загадки о планетах Солнечной системы и других космических объектах, писали «письмо» жителям далёких планет, в котором рассказывали о Галактике «Млечный путь». Работа с детьми по развитию связной речи осуществлялась в детском саду и дома. Дети совместно с родителями рисовали рисунки и придумывали рассказы и сказки на темы «Обитатели морских глубин», «Сказка о нефтяной рыбке».

При работе над заключительным разделом темы дети самостоятельно придумывали рассказы и сказки о космических путешествиях сказочных героев - «Приключения Винни Пуха и Пятачка», «Какая она Луна?», «Как Том и Джерри спасли собачку», «Приключения попугая Кеши». Итоговым продуктом по речевому развитию стали творческие рассказы детей. Дети придумывали их, используя изученные ими материалы по теме «Космос». Создание творческого продукта шло под девизом «Придумай, нарисуй, расскажи». Так появились индивидуальные творческие рассказы на тему «Сказочные космические корабли», «Инопланетные жители», «Путешествие на неизведанную планету», коллективный рассказ «Зелёная планета».

К концу года словарный запас детей пополнился новыми словами по теме, дети могли объяснять смысл слов друг другу. Дети овладели диалогической и монологической речью: научились логически правильно строить высказывания. У детей появилось желание сочинять. Рассказы детей стали содержательными. интересными.  Дети демонстрировали достаточный уровень знаний.

Список используемой литературы

1. И.Г.Белавина, Н.Г.Найдёнская «Планета – наш дом». Издательство

    «Лайда», Москва, 1995 год

2. Е.О.Герасимова, Г.С.Данилина, Н.А. Макарчук «В гармонии с природой» (методический комплект), Санкт-Петербург. 1995.

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

    Москва: Мозаика - Синтез, 2015 год

3. О.И.Донина, Л.А.Хамидуллина «Путешествие по Вселенной».

     Москва, Аркти, 2009 год.

4. Р.Коуп «Солнечная система». Из-во «Группа Аттикус», 2009 год

5. К.Массон, Ж.-М. Массон «Детское справочное бюро «Космос» - энциклопедия для любознательных. Москва АСТ  «Апрель», 2002 г.

6. Н.В.Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду», составитель Н.В.Нищева, СПб «Детство-Пресс», 2013 год

Дополнительная информация:

Контактный телефон: 8-911-982-83-27

Е-mail: sobaka.1411@gmail.com

Приложение к статье

Сказки, рассказанные детьми

Приключения Винни Пуха и Пятачка.

Однажды вечером Винни Пух и Пятачок гуляли по улице. На небе ярко светила Луна. Они остановились и стали смотреть на Луну.

-Интересно, что это за тёмные пятна на Луне? - спросил Пятачок.

- Мама говорила мне, что это лунные моря, только я забыл их названия,- ответил Винни.

- Лунные моря? Это очень интересно. Давай полетим на Луну, посмотрим, что это за моря. Интересно узнать, какая в них вода.

- Ну что, полетим?- спросил Пятачок.

- Давай полетим,- ответил Винни.

Пятачок и Винни Пух сели в ракету и отправились в путь. Они летели очень быстро, скоро их корабль приземлился на Луне. Они увидели вдали Солнце и свою планету Земля. Она была очень красивая, разноцветная. Даже были видны океаны.

- Что-то здесь жарко! Давай искупаемся. На Луне было темно. Винни Пух и Пятачок разбежались и прыгнули. Они оказались в глубокой яме.

- Ой! Ой! Ай! – послышались крики.

- Здесь нет никакой воды. Я так сильно ударился.

- Ой! Я совсем забыл, мама говорила мне, что в лунных морях нет воды.

- Ну вот, что же ты не сказал раньше! – закричал Пятачок.

Они немного побродили по Луне, посмотрели на пустые лунные моря. Потом сели в свой космический корабль и отправились в обратный путь. Они удачно приземлились. Потом Пятачок и Винни рассказывали своим друзьям о Луне.

                                                                            Асланов Руслан

Как Том и Джерри спасли собачку.

Однажды Том и Джерри решили полететь в космос. Они сели в космическую тарелку и полетели. Сверху тарелка была прозрачная, им всё было видно. В космосе было красиво: небо переливалось разными цветами, на небе сияли яркие звёздочки. Вдруг они увидели недалеко горящую ракету, рядом была бедная собачка. Она успела выпрыгнуть из ракеты. Собачка могла умереть, у неё не было защитного костюма.

Том и Джерри подлетели к ней и взяли собачку к себе в ракету. Потом Том надел защитный скафандр, взял в руки огнетушитель и инструменты. Он пошёл ремонтировать ракету собачки. Сначала он погасил огонь. Потом починил ракету. Том вернулся в свой космический дом. Собачка была очень рада, что её ракету починили. Она могла лететь дальше. Собачка поблагодарила друзей. Потом она вернулась в свою ракету и отправилась к себе домой. А Том и Джерри вернулись на Землю.

                                                                         Максимова Валя

Приключения попугая Кеши

(коллективный рассказ)

Попугай Кеша жил в квартире у одного лучшего учёного. Ему было одному скучно дома. Однажды, когда учёного не было дома, попугай открыл клетку и вылетел в окно. Он очень обрадовался, замахал крыльями и полетел. Он летел долго, устал, сел отдохнуть на ветку дерева. Попугай посмотрел по сторонам и понял, что это незнакомые ему места. Он заблудился. Тут солнышко спряталось за тучу, стало темно, пошёл дождь. Попугай испугался, ему стало страшно.

- Что же мне делать? – подумал попугай.

Он увидел маленькую птичку и решил спросить у неё, не знает ли она, где живёт самый умный учёный.

- Нет, я не знаю, где он живёт, - ответила птичка, - спроси у ветра.

- А где его можно найти?

- Ты поднимись высоко в небо, там его и найдёшь.

Попугай взлетел и отправился в гости к ветру.

- Ветер, ветер! Ты летаешь очень высоко. Не знаешь ли ты, где живёт самый лучший учёный?»

- Нет, не знаю. У меня много работы, некогда мне по сторонам смотреть.

- Что же мне теперь делать?

- А ты попробуй спросить у Солнца. Оно на небе с утра до вечера. Ему оттуда всё видно.

Сказал это ветер и полетел дальше.

- Как же мне теперь до Солнца добраться? -подумал попугай Кеша.

Тут к нему подлетела его знакомая птичка.

- Солнце очень далеко, оно очень горячее, ты можешь сгореть. Лучше держаться от него подальше.

- А как же я узнаю, где живёт самый лучший учёный? Только солнышко может мне помочь.

- Тогда отправляйся в полёт на космической ракете, - сказала птичка.

Попугай отправился к космонавтам. Он рассказал им о своей беде. Они посадили его в ракету, и попугай отправился в гости к Солнцу.

Он смотрел в окошко. За окном было много звёзд, они  все были такие красивые и большие. Звёздочки были похожи на разноцветные фонарики. Они блестели, как огоньки на ёлке. Попугай устал и решил немного поспать. Ему приснился сон, что он прилетел к Солнцу.

- Скажи, Солнышко, где живёт самый лучший учёный? – спросил у него попугай Кеша.

- Самый умный учёный живёт на планете Земля, - ответило Солнышко.

- А как же мне его найти?

Но попугай не услышал ответа, потому что он проснулся. Попугай открыл глаза и увидел, что никакого Солнца рядом нет. На его пути был огромный полосатый шар с красным глазом. Красный глаз смотрел в окно корабля.

-0 Ты кто? – спросил Кеша.

- Я – Юпитер, самая большая планета.

- А ты кто? – спросил Юпитер.

- Я – попугайчик Кеша. Хочу найти своего хозяина. Если я не долечу до Солнца, я не узнаю, где его найти.

-  Тебе не добраться до Солнца. Оно слишком горячее. Даже я не могу до него долететь.

- Что же мне делать? – загрустил попугайчик.

- А ты попробуй долететь до самой яркой звезды. Она называется Полярная звезда. Она на небе самая главная. Она указывает людям путь, если они заблудились.

- Спасибо тебе за совет, Юпитер. До свидания. Я полечу дальше.

Полетел попугай к Полярной звезде. Долго летел, вокруг было много звёзд.

- Какая же из них Полярная звезда? - думал Кеша. Он увидел на небе 7 звёздочек. Все вместе они были похожи на ковшик. Он спросил; «Не знаете ли вы, как мне найти Полярную звезду?»

- Посмотри на ручку маленького ковша. Самая первая звезда – это Полярная звезда.

Попугай Кеша рассказал ей о своей беде. Звезда решила ему помочь.

- Хожу я по небу высоко, всё вижу. Знаю я, где живёт самый лучший учёный. Я часто вижу его. Он любит ночью смотреть на звёзды в свой телескоп.

- А как же мне его найти? – волновался Кеша.

– Твой учёный живёт в большом красном доме. Рядом с домом есть большая река, вокруг дома растут деревья. В твоём окошке ты увидишь жёлтую клетку. Это и есть твой дом.

- Но в нашем городе много таких домов.

- Не волнуйся. Отправляйся на свою планету. Чтобы ты не заблудилась, я отправлю с тобой на Землю яркую звёздочку. Она укажет тебе дорогу. Эта звезда упадёт на крышу твоего дома.

Попугай Кеша очень обрадовался.

- Спасибо тебе, Полярная звезда, за помощь.

Кеша отправился в обратный путь. Ракета приземлилась рядом с красным домом. На его крыше ярко светила маленькая звёздочка. Он влетел в окно, где стояла его клетка. Хозяин очень обрадовался. Он покормил попугая. Кеша решил, что никогда больше не будет улетать из дома. Дома очень хорошо!

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Самостоятельное речевое творчество детей

«Путешествие на неизвестную планету»

Однажды я решил полететь в космос, чтобы найти там неизвестную планету. По пути я увидел планету, похожую на перевёрнутое яйцо. Я решил приземлиться на эту планету. На планете я увидел странные дома, зелёные речки, деревья с жёлтыми стволами и длинными синими листьями, удивительных людей. Удивительные люди ловко лазали по деревьям. У них на руках и ногах были маленькие когти. Ими они цеплялись за деревья. Люди срывали с деревьев синие листья и ели их. Они умели бегать быстрее гепарда. У них на животе была кнопка. Когда человек нажимал на неё, у него очень быстро двигались ноги.

Я решил познакомиться с этими людьми. Они рассказали, что их планета называется «Жизненное яйцо». Они каждый день летают в космос и исследуют соседние планеты. Эти планеты очень горячие, там никто не живёт. Жители планет пригласили меня с собой в полёт. Я очень торопился. Мне пора было возвращаться на Землю. Я пообещал им ещё раз прилететь на их планету и полететь с ними в путешествие. Я пригласил инопланетян в гости к нам на Землю.

                                                                     Васильев Коля

Моя планета называется «Крыша». Планета имеет треугольную форму. Сверху на планете стоит большой дом. В этом доме работают жители планеты. Они делают здесь разные сладости и продукты. Жители этой планеты были похожи на больших муравьёв, на голове у них были рожки-усики. Жили они очень весело. Они лепили из сладостей снеговиков и украшали ими ёлки. После праздника они съедали снеговиков. У муравьёв были необычные машины. Антенны у машин были похожи на цветок. Цветок нужен был для того, чтобы не выходил вредный дым, а был приятный запах. Жители этой планеты очень любили чистый воздух. Если им не хватало еды, они летали на другие планеты и там ели.

                                                                      Замышляев Ваня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

Перспективный план работы с воспитанниками и родителями на 2022-2023г. на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой»

Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, зас...