Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Мигранова Юлия Радиковна

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может обогатить среду?  И задача педагога – это использование сказок в ДОУ для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, особенную роль играет сказка в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2_mladshaya_gruppa.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное Подразделение Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение "Начальная Образовательная Школа №95"

Опыт работы

Выполнила воспитатель:

Мигранова Ю.Р.

2017г.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольного образования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт направлен на решение многих задач, одной из которых является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности». Стандарт дошкольного образования предполагает развитие личности ребёнка, воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, который имеет свое мнение, может его отстаивать, способен анализировать ситуацию, искать пути решения возникающих проблем. Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо, прежде всего, развивать связную речь. Предпосылками для развития связной речи является взаимосвязь в решении разных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром,  лаской,  духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога – это использование  сказок в ДОУ для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, особенную роль играет сказка в развитии речи детей.

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс знакомства со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями. Знакомство со сказкой занимает центральное место в развитии связной речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В. Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы – этот способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре.

Рассказывая ребенку сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках и школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь. Посредством сказок дошкольники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа, приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор.

Ознакомление со сказками в младшем дошкольном возрасте связано с задачами речевого развития:

- воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо четко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности, у них развивается умение произносить восклицание, вопрос, удивление);

- формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов – простые и сложные);

- обогащение, расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значение, а затем употребляют в своей активной речи);

- развитие связной речи (детей подводят к построения связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, сочинять сказки, а также рассуждать).

Все вышеназванные умения можно формировать с помощью разных игр, упражнений, бесед, проводимых после чтения сказок.

Наша работа над сказками строилась по определенному плану.

1. Знакомство детей с текстом сказки

2. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию

3. Придумывание нового названия сказки

4. Придумывание загадок

5. Придумывание нового окончания сказки

6. Изменение сюжета сказки

В процессе знакомства детей с текстом очень важно эмоциональное прочтение сказки взрослым. Психологи, например, неслучайно отмечают особую предрасположенность ребенка к эмоциональному воздействию на него. Глубокие эмоциональные переживания детей во время прослушивания произведения накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам.

Во время разбора сказочного пространства мы останавливаемся на основном сюжете сказки, главных ее героях. Особое внимание здесь уделяется предметам, которые встречаются в произведении, а так же мы включаем в свой словарь ранее неизвестные слова и выражения. За счет этого идет обогащение словарного запаса детей. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

После всей проведенной работы, мы разбираем: чему же нас учит сказка, какой дидактический смысл несет в себе? В каждой сказке есть что-то поучительное, в этом ее секрет. Есть добро и есть зло. Добро всегда побеждает, а зло – нет. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилие и проявлять терпение. Сказки показывают возможные и желательные формы поведения. Сказка показывает, в каких случаях эффективна хитрость, в других ситуациях ребенок узнает, что иногда нужно быть смелым.

В результате всей проделанной работы можно сделать вывод, что сказка в жизни детей обязательно должна быть, так как она дает мощный толчок для

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются ребенком не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители – являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому коррекционная работа с детьми проводилась с помощью сказок.

Наш детский сад осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования: «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой (Новый вариант). Персонифицированная программа была составлена для детей второй младшей группы №9 (27 человек). В начале учебного года был проведен мониторинг, в результате которого было выявлено три уровня развития речи у детей (см. в программе АИС мониторинг развития ребенка):

Высокий уровень -  4 чел (15%)

Средний уровень – 18 чел (67%)

Низкий уровень – 5 чел (18%)

Ориентируясь на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, мною была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи посредством сказок.

Цель: Развитие связной речи у младших дошкольников при помощи сказок.

Задачи:

  • формирование активности детей в речевом общении;
  • формирование умений детей поддерживать диалог, умений вступать в общение разными способами;
  • развивать предпосылки связной монологической речи;
  • воспитывать культуру связной речи (грамматическую и орфоэпическую грамотность, правила вежливого общения);
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • привлекать детей к совместному чтению стихов, пересказу, рассказу по иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

  • Умеет слушать и понимать обращенную к нему речь.
  • Владеет речевыми оборотами для вступления в общение.
  • Понятно отвечает на вопросы.
  • Выражает свои просьбы словами.
  • Самостоятельно составляет рассказы по картинке.
  • Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений.
  • Монологи ребёнка отличаются логичностью и последовательностью, связностью монологических высказываний
  • Содержание мысли полностью выражается в контексте речи.
  • Ясно и последовательно выражает свои мысли.
  • Высказывания ребёнка отличаются полнотой и развернутостью

Всего разработано 24 занятия, которые будут проведены в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 10 – 15 минут. Программа - это работа по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

Список использованных источников

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.

2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

4. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).

5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...

Статья развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».«Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и п...