Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Емельянова Елена Александровна

Автор: Емельянова Елена Александровна

Организация: АНО ДО  «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

«Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В.И.Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям».

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей. Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях: их существенные признаки , выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет  в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей  способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т.е. объединение предметов и явлений по сходным признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте, детям доступно выделить в природе следующие группы или классификации: растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью  этого приема выводятся правила по уходу за комнатными растениями, за животными, обитающими в «Живом уголке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruemye_rezultaty.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения Программы Дошкольный возраст

Целевые ориентиры

ОО.

Задачи по ОО

Результаты освоения ООП

Оценочные материалы

(с учетом показателей)

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания ,может использовать речь для выражения своих мыслей ,чувства и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах ,у ребенка складываются предпосылки грамотности

Речевое развитие

-Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а так же речевого творчества;

 

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой ,понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте

-Сформированность всех компонентов речи;

-Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей;

-Способен к самостоятельному привлечению сверстников к общению(обсудить проблему, события, поступки),использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми(рассказ, речь-доказательство, объяснения ,речь рассуждение);

-Способен проявлять активность в коллективных обсуждениях ,выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов .Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает творческие словесные игры(загадки, придумывает истории ,планирует сюжеты творческих игр);

-Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях ,спорах ,использует речевые формы убеждения(«я думаю», «я полагаю» и т/д);владеет культурными способами выражения несогласия с мнением собеседника («я не согласен с тобой», «я хочу тебе возразить» и т/д),умеет принять позицию собеседника;

-Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиям их жизни; проявляет интерес к речи как к особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов.

-Предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений;

-Способен организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками;

-Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Способен к творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы;

- Речь чистая, грамматически правильная,

выразительная.

- Сформированность навыков владения

всеми средствами звукового анализа слов ,определяет основные качественные характеристики звуков в слове

(гласный- согласный, твердый- мягкий, ударный - безударный гласный), место в звука в слове;

 

-Способен к проявлению эстетического интереса, стремление постоянному общению с книгой ,желание самому научиться читать;

-Способен избирательно относиться к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам

творческой деятельности на основе художественного произведения;

-Способен называть любимые литературные тексты, объясняет чем они ему нравятся; знает фамилии 4-5писателей,отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества;3-4 художника, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты;

Способен различать основные жанры литературных произведений(стихотворение, сказка, рассказ),имеет представления о некоторых их особенностях; воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения; выразительно исполняет литературные произведения;  

-Сформирован интерес к чтению, самостоятельно читает слова; творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов;

Педагогическая диагностика в детском саду

(Бабаева Т.И., Михайлова З.А.) «Издательство Детство-пресс» 2014год

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверст-никам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоя-тельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,

экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

деятельности.

 

 

Познавательное развитие

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, формирование сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего

мира(форме, цвете,   размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое ,причинах и следствиях и д/р);

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

-формирование первичных представлений о планете Земле как  

общем доме людей, об особенностях ее природы , многообразии стран и народов;

 

 

 

Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе становится более устойчивым;

-Способен самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде;

-Способен обращать внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует, как поступать, помочь живому ,высказывает замечания ,если их поведение вредит растениям и животным;

-Способен отличаться широтой кругозора ,хорошо ориентируется в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них ,делится впечатлениями;

-Интересуется изучением природного мира ,высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

-Способен самостоятельно ухаживать за растениями уголка природы, ответственно относиться к труду ,владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случаи

необходимости;

-Способен проявлять интерес к предметам окружающего мира, пытается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использования; владеет системой эталонов, соотносить свойство предмета, выделяя сходство и отличие;

- Способен длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления изменения во времени;

-Способен осуществлять сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство;

-Активно использует в общении слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования;

-Способен адекватно и детально отражать в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира;

-Отражает впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает

образы в играх, разворачивает сюжет и т/д;

- Способен активно и самостоятельно использовать освоенные способы познания(сравнения, счет, измерения, упорядочивания) с целью решения практических ,проблемных задач, переноса в новые условия;

- Сформированность интереса к экспериментированию

-Способен наметить последовательные шаги развития ситуации ,следует цели, выбирает средства;

-Способен считать предметы в пределе 10 и с переходом через десяток, владеет составом чисел из двух меньших;

-Способен составлять разные задачи- арифметические, занимательные; успешно решает логические задачи;

-Способен активно включаться в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объема количества .массы;

-Проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;

-Способен ориентироваться не только в ближайшем к детскому саду микрорайоне, но и в центральных улицах родного города; знает и стремиться выполнять правила поведения в родном городе;

-Сформированость любознательности по отношению к родному городу, его истории ,необычным памятникам, зданиям;

-Способен включаться в пректную деятельность, детское коллекционирование ,создании мини-музеев, связанных с познанием малой родины;

-Способен проявлять инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально-значимых событиях, переживает эмоции связанные с событиями военных лет и  

подвигами горожан, стремиться выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;

-Проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны;

-Сформированность представлений о государственном устройстве России ,ее символике, других стран мира, людях разных национальностей;

-Способен самостоятельно рассказать о родной стране(ее достопримечательностях, природных особенностях ,выдающихся людях),вспомнить стихотворения, песни и родной стране ,народные игры;

-Способен участвовать в общих делах социально-гуманистической направленности :в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю»,проявляет инициативность и самостоятельность;

-Способен выражать желание в будущем(когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать родину от врагов, стараться решать некоторые социальные проблемы;

-Сформированность интереса к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление знакомства с их культурой;

- Способен относить себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса;

-Способен называть нескольких рас, этносов России и других стран мира ,может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного творчества ,народных игр и игрушек;

-Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относиться к детям других национальностей, с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять

круг межэтнического общения;

-Способен участвовать в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках ,проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок;

Педагогическая диагностика в детском саду

(Бабаева Т.И., Михайлова З.А.) «Издательство Детство-пресс» 2014год

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив ,владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям .может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Физическое развитие

- приобретение опыта в двигательной деятельности связанной с выполнением упражнений ,направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость;

-приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации  

движения , крупной и мелкой моторики обоих рук;

-приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег ,мягкие прыжки ,повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными

нормами и правилами(в питании, двигательном режиме, закаливании ,при формировании полезных привычек)

- Способен результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения;

- Способен в двигательной деятельности проявлять успешно быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость;

-Способен проявлять элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составлять простые варианты из основных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа(персонажа, животного),стремиться к неповторимости(индивидуальности в своих движениях;

-Способен проявлять постоянно самоконтроль и самооценку .Стремиться к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом;

-стремиться к физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта;

-Сформированность представления о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни(необходимость приема лекарств, выполнение рекомендаций врача и пр.)

-Способен обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены(мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды,мыть уши, причесывать волосы и т/д)

-Способен определить состояние своего здоровья(здоров или болен),назвать и показать что именно болит, какая часть тела, орган;

-Способен выполнять и соблюдать правила культуры еды(сидеть спокойно ,аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т/д),различает полезные и вредные для здоровья продукты питания;

-Способен делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения ,укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку;

-Способен оказать элементарную помощь самому себе и другому(промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому;

 

 

Педагогическая диагностика в детском саду

(Бабаева Т.И., Михайлова З.А.) «Издательство Детство-пресс» 2014год

Художественно-эстетическое развитие

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-восприятие музыки, художественной литературы , фольклора;

 

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

 

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

 

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной ,конструктивно-

модельной, музыкальной и д/р)

 

 

- Сформированность культуры слушательского восприятия;

-Любит посещать концерты, музыкальный театр, делиться полученными впечатлениями;

-Музыкально эрудирован,

-Проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам ,высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении;

- Способен в процессе восприятия произведений искусства обращать внимание на средство выразительности(цвет, линию ,ритм ,композицию и т/д),некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики ,средства архитектуры, декоративно -прикладного искусства;

-Сформированность представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;

-Способен называть, узнавать, описывать некоторые известные произведения ,архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов;

-Способен проявлять исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность, и индивидуальность в процессе освоения искусства;

-Способен экспериментировать в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы ,придумывании художественного образа,

выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы; способен демонстрировать высокую техническую грамотность;

- Способен планировать деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность т организованность в процессе выполнения ,бережное отношение к материалам;

-Способен проявлять себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности;

-Способен активно участвовать в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры ,помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонации, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывание; Способен проговаривать ритминизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях;  

Педагогическая диагностика в детском саду

(Бабаева Т.И., Михайлова З.А.) «Издательство Детство-пресс» 2014год

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструиро-вании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает

чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего

в игре;

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

 

-становление самостоятельности, целенаправленности

саморегуляции собственных действий;

 

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости , сопереживания;

 

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

 

-формирование основ безопасного поведения в быту ,социуме , природе.

Педагогическая диагностика в детском саду

(Бабаева Т.И., Михайлова З.А.) «Издательство Детство-пресс» 2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему:"Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам"

Проект "Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам" при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Логопед и воспитатель испол...

Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...