Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

    Светлана Гузева

    Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nravst_vosp_proekt.docx32.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ    №31 д/с «Улыбка»

    Обобщение опыта работы

    Воспитателя средней группы Гузевой С. Д.

    по теме: «Развитие речи детей средствами малых  форм фольклора»

    проект:  «Роль устного народного творчества в речевом развитии и в нравственном воспитании дошкольника»

    ст. Егорлыкская

     

    Сопровождение к презентации:

       «Роль устного народного творчества в речевом развитии и в нравственном воспитании дошкольника»

                Обоснование проекта

      Фольклор– означает народная мудрость, народное творчество, поэзия и культура народов. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а так же то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие ребёнка.

    Народное творчество мудро создает ребенку условия для присвоения ему духовных и нравственных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями впечатления. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы у них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности

    Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички

    Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, частушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. М.Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.

      Актуальность

     «Без памяти нет традиций,

    без воспитания нет духовности,

    без духовности нет личности,

    без личности нет народа …»

    Г.Н. Волков

    Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Современное общество переживает непростой исторический период. Ускорение темпа жизни, увеличение забот о материальном благополучии не являются ких как забота о ближнем,  доброта, сочувствие, сопереживание. Во все времена нравственное поведение формировалось на примере старшего поколения, под влиянием общественной оценки поступков человека. В современных условиях эти определяющие факторы потеряли свою силу и значимость. В результате ,дети, не обладая необходимыми навыками нравственного поведения, часто ссорятся, обижаются на окружающих, конфликтуют со сверстниками и взрослыми. Многие дети настолько сосредоточены на себе, своем «Я», что окружающие становятся лишь фоном их собственных интересов. В период смены общественных установок. Родители, отдавая детей в детский сад, рассчитывают на то, что в дошкольном учреждении научат всему, но главные нравственные уроки ребенок получает в семье. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

     

    •   Цель проекта:
    •   Развивать речь детей, формировать нравственные привычки.
    • Приобщать детей к высокоморальной культуре своего народа, через детский фольклор развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус.
    • Формирование нравственно-патриотических чувств,  средствами  малых форм фольклора
    •  Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей.
    •  Сплотить детский коллектив и коллектив родителей. Способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями.
    • Задачи проекта:
    • 1. Сформировать и закрепить знания детей об основных духовно-нравственных понятиях. (доброе слово, добрые дела, семейные традиции и т. д.) .
    • 2. Развить систему духовно-нравственных ценностей личности ребенка через устное народное творчество.
    • 3. Сформировать эмоционально-образное восприятие ближней и дальней среды развития (Почему мир называется  добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы) .
    • 4. Сформировать личностное  отношение к окружающему миру  (Кого можно назвать верным другом? Какие добрые слова помогают в жизни) .

      ФОРМЫ:

    • -занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность  
    • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ;проведение подвижных игр; специальные игровые задания; проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми, проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
    • ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

     

                   -наблюдение, рассказ, игры, показ.

            -обеспечение проектной деятельности (выполнение перспективного  плана проекта)

          -Информационные ресурсы: (интернет, методическая литература)

        Ожидаемый результат

    1. Подвести детей и их родителей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека. Научить детей умению слушать доброе слово и вовремя его произносить.

    2. Посредством знакомства с русскими народными сказками донести до восприятия ребенка то, что:

    -Жизнь – великий дар, особая ценность.

    - Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним – наша задача.

    - Каким образом я смогу сделать мир чище светлее и добрее.

    3. Через понимание и восприятие ребенком образов доброй и ласковой мамы, теплого солнышка помочь родителям сохранить у детей солнечное и доброе восприятие мира на всю жизнь.

    4. Помочь родителям открыть ребенку то чудо, которое несет в себе добрая книга. Способствовать возрождению в семьях традиции читать вслух любимые книги, размышлять о прочитанном, собирать домашнюю библиотеку.

    5. Создать доверительные, добрые отношения между родителями и детьми. Развить у дошкольников способность следовать нравственным нормам и правилам.

     Заинтересованность педагогов и родителей в объединении усилий по духовно-нравственному воспитанию детей.

    3. Интеграция дошкольного образовательного учреждения и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении

       Этапы работы

    • Подготовительный этап.
    • - Изучение методической литературы.
    • - Уведомление родителей о теме проекта.
    • - Разработка идей по содержанию проекта.
    • - Анкетирование для родителей.
    • - Оформление фотогалерей « Мир детства», «Вот какой  веселый дом, все мы дружно в нем живем»
    • Сроки проведения: сентябрь-начало октября.
    • Ответственный: воспитатель группы,  

               Основной этап.

    • Игровая деятельность
    •  «Моя семья» , «Мой детский сад»,  «Моя Родина»
    •  Развитие речи, художественная литература
    • Познавательное развитие
    • Конструирование
    • Эстетическое развитие (Изобразительная деятельность)
    • Здоровье и физическое развитие

     

       Игровая деятельность

      В процессе игры мы формируем у детей элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Созданные условия благоприятствуют доброжелательности, чуткости, воспитывают и развивают образ Я.  Совместная  игра доставляет детям радость, дает возможность для взаимодействия, активного речевого общения.

    После наблюдения за трудом взрослых, обыгрывания потешек ребята переносят в повседневную игру различные игровые действия.

      «Моя семья»

     Духовно-нравственное воспитание детей   начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -  матери,  отцу, бабушке, дедушке.  Я старалась сформировать у детей первоначальное представление о семье, с одной стороны воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, чтобы они принимали активное участие в деятельности детского сада; создавала  условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия как к родным людям , так и к сверстникам.

          « Мой детский сад»

     «Детский сад – второй дом».  Объясняю  детям, что эта группа будет их домом в детском саду, а педагоги и дети – хозяева этого дома. Хорошие хозяева любят свой дом и берегут его, знают, где что хранится; для чего нужны разные предметы и др. ».  Поощряю желание детей поддерживать порядок в группе, воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам, используя при этом пословицы и поговорки.

    Создание соответствующей развивающей среды, делает фольклор неотъемлемой частью общения детей. Для того, чтобы знакомить детей с традициями и бытом русского народа, мною в группе создана соответствующая игровая среда:  уголок русской  избы с печкой, самоваром, старинным сундучком, стол, лавки, колыбелька , предметы старинной утвари.  

      

     

        «Моя малая Родина»

      Воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви  к тому месту, в котором он живёт. Знакомство с улицей, по которой идешь в детский сад, с самыми красивыми местами родной  станицы, с ее  достопримечательностями.  Старалась  показать  детям, что родная  станица

     славится своей историей, традициями,  лучшими людьми, ветеранами. Оформлен материал: «Достопримечательности станицы», «Мой Родной край».

    . В своих беседах с детьми я даю представление о том, что мы живём в большой стране, которая называется Российская Федерация (Россия).  Рассказываю о том, что главный город нашей страны называется Москва.Со средней группы я начала знакомить детей  с доступными их пониманию представлениях о государственных праздниках: «День защитника Отечества», «8 Марта», « День космонавтики»,  «День Победы».  К каждому празднику я подбираю соответствующую литературу: стихи, песни, художественную литературу -  рассказы, сказки; показываю презентации. Проводим  тематические дни, театрализованные представления, развлечения, утренники.  

      Приобщение детей к русским народным традициям.
    Совместная деятельность  с музыкальным работником.

     Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения., которые  способствуют  приобщению детей к высокоморальной культуре своего народа,   развитию интереса  и внимания  к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитанию художественного  вкуса, развитию речи  детей  (заклички, небылицы, песни, загадки, частушки), формированию  нравственных привычек , созданию веселого праздничного настроения. Были проведены такие развлечения:  «Масленица», «Посиделки»,  «Пасхальная радость», «Праздник птиц».

     

      Развитие речи, художественная литература.

    Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Она раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных норм поведения. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего является устное народное творчество во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, сказки. Это произведения, которые своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

     В течении года читали русские народные сказки и обыгрывали их в театрализованной деятельности используя настольный, пальчиковый

     Игры – инсценировки, способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

    В группе оформлены  «Книжкин дом», картотеки пословиц, загадок, небылиц, докучных сказок и т.д.

       Познавательное развитие

     Во время наблюдений, исследовательской деятельности использовала загадки, так  как они, развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивают у детей «поэтический взгляд на действительность»  

     

      Конструирование

    Детям  моей группы нравится строить, они часто затевают увлекательные игры с постройками. Потому вначале у них   формируем необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию. Перед конструированием с  детьми провожу различную пальчиковую гимнастику. Ребята строили  семейные постройки на тему «Дом моей мечты», « Моя  станица ».

     

      Эстетическое развитие (Изобразительная деятельность)

    Творчество – фольклор - обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительных реакций ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса через закличку, слово, музыку, текст, помогают ребенку осознать увиденное и услышанное.

     В уголке художественного творчества  способствуем развитию умений у детей лепить, рисовать, пользоваться карандашами, гуашью и всеми принадлежностями во время работы,  формированию у  ребят  художественного вкуса,  развитию творческих способностей. Продолжаем знакомиться с народным –прикладным искусством. Оформлен мини-музей «Народная игрушка».

      Здоровье и физическое развитие

     Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры

     

    Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе, развития у малышей поиско-познавательной деятельности

     

    Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

      РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

     В результате реализации проекта: «Роль устного народного творчества в  речевом развитии  и в нравственном воспитании дошкольника»

     У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

     У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора  как в  речевом развитии , так и в нравственном воспитании детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл. Родители желают активно участвовать в жизни детского сада, группы. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость  от общения, очень радует нас – сотрудников детского сада

     Дети любознательны, активны. С интересом слушают сказки, сопереживают героям произведений.

     Анализ моей работы показывает то, что  необходимо использовать устное народное творчество как в речевом развитии  , так и  нравственно-патриотическом воспитании  дошкольника.  Они становятся более любознательными, наблюдательными, обогащается их речь, активизируется словарный запас .Дети с желанием и радостью знакомятся с достопримечательностями  станицы , замечают красоту родного края, изменения в природе ,а это значит, что они уже любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут настоящими патриотами своего Отечества.

     

     

                                                                                           Перспективность

    Поговорка: «Начало - полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное дело может испортить и все дело, и всю жизнь   В дальнейшей своей работе я буду эффективно  использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок, так  как  народное творчество мудро создает ребенку условия для присвоения ему духовных и нравственных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями впечатления. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы у них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности

     С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я буду использовать  этот богатейший материал словесного творчества народа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

    В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

    Обобщение опыта работы на тему:"Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам"

    Проект "Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам" при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Логопед и воспитатель испол...

    Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»

    Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО  «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...

    Материал из опыта работы на тему:"Развитие речи детей раннего возраста через фольклор»

    В работе  описан опыт создания оптимальных условий для развитие речи  детей через фольклор....

    Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".

    Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"

    Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...