Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Клепикова Наталия Николаевна

Обобщение опыта работы по теме:

"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."

 

Введение

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д.Ушинский


 

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не  у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. 

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Перед педагогами дошкольниками  встаёт много вопросов:

- как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу;

- как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;

- как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;

- как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Значимость и целесообразность использования мною данного метода объясняется тем, что, синквейн:

  • способствует развитию всех компонентов речи;
  • происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
  • даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала;
  • открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
  • содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Обоснование проблемы:

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Синквейн технология направлена на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Она способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания. 

Метод синквейн учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.

Новизна : данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель :Создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать.

Задачи:

для детей:

  • Научиться составлять и рассказывать синквейн.

для педагогов:

  • Систематизировать и обогащать словарный запас детей 6 года жизни по изучаемым темам;
  • Активизировать познавательную деятельность;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.
  • Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;
  • Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.
  • Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

для родителей:

  • Познакомиться с данной технологией, её значение на формирование у детей всех компонентов речи;
  • Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;
  • Научиться составлять синквейн.

 

 

Ожидаемые результаты :


 

Для детей


 

  • У детей имеются представления о синквейне и его разных формах;
  • дети владеют практическими   навыками составления синквейна;
  • cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций;
  • развита фразовая речь;
  • ассоциативное мышление;
  • способность контроля и самоконтроля.


 

Для педагогов:


 

  • Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми,
  • сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
  • Осуществлен подбор литературы по теме,
  • оформлен необходимый иллюстративный материал;
  • Составлена картотека разнообразных игр по теме.


 

Для родителей:


 

  • Сформировано представление о методике составления синквейна, владеют навыками составления синквейна.


 

Работа по реализации метода синквейн велась поэтапно:

Теоретический

  • Разработала и систематизировала конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми;
  • сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей;
  • педагогов и родителей.
  • Осуществила подбор литературы по теме, оформила необходимый иллюстративный материал;
  • Составила картотеки разнообразных игр по теме.

Подготовительный

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я  начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей  с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением.  Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

 Было проведено вводное занятие , где я познакомила детей с понятиями «слова-предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «словапризнаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления.

В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовалиа наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна  мной использовались следующие упражнения:

  • «Подбери определения»,
  • «Узнай предмет по определению»,
  • «Кто что делает?»,
  • «Что чем делают?»,
  • «Назови часть  целого»  и др.

Большое значение на данном этапе имела работа с родителями. Для них была проведена консультация на тему «Использование метода синквейн с детьми дома» и было предложено составлять с детьми мини-сочинения на темы которые более интересны именно их ребенку.

Так же проведен мастер-класс «Стихи по синквейну»

Деятельностный

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводила к понятию о предложении, его структуре.

 

Правила составления синквейна:

·  Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

·  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

·  Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

·  Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

·  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

На втором занятии , мы закрепляли пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляли синквейн по теме занятия.

Темы, которые усваивали дети  старшей группы, служили темами синквейнов. Они соответствовали перспективному плану проведения занятий и были посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Свои работы (синквейны) дети подготовительной группы оформляли в форме графических рисунков.   Графические схемы помогли детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. ( мною сделаны карточки для составления синквейна)


 

В данном направлении я использовала такие варианты   работы: 

  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее  определить).
  • Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.  

Применение данного метода я использовала:

  • на занятиях для закрепления изученной темы:
  1. Дуб.      
  2. Высокий, могучий.
  3. Растет, зеленеет, радует. 
  4. В лесу растут огромные дубы.
  5. Дерево.
  • для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  1. Звуки речи. 
  2. Гласные, согласные.
  3. Слышим. произносим, выделяем    
  4. Звуки складываются в слова.  
  5. Речь.
  • на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
  1. Заяц. 
  2. Белый, пушистый. 
  3. Прячется, боится, убегает. 
  4. Я жалею зайца. 
  5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимался дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. 

Результаты:

 

Использование  синквейна позволило более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

 Применение данного метода позволило развивать  у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Использование синквейна оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Метод синквейн позволил создать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Вовлечены все родители и дети старшей группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.

Дети владели практическими   навыками составления синквейна.

Получены углубленные знания о методе синквейн у родителей.

Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями.

 Родительское собрание, мастер – класс «Стихи по синквейну».

Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.

Вывод:

Метод органично вписался в работу с детьми, дал возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носил характер комплексного воздействия, позволил детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовал установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством данного метода можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.


 

На базе МОУ детский сад № 5 города Венева, нами была проведена педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет по речевому развитию.


 

Результативность (диагностические данные)


 


 

Речевое развитие.

Начало учебного года.

Высокий-18,5%, средниц/высокий-32,7%, средний-35,7%,

низкий/средний-6,9%, низкий-15,9%,низший/низкий-5,9%

Конец учебного года.

Высокий-19,4%, средний/высокий-39%, средний-36.4%,

низкий/средний-5,2%


 


 


 

 Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • Журнал «Первое сентября» №4 (2006г.)
  • Н.Д Душка «Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками», журнал «Логопед» №5 (2005г.)
  • Т.П Ткаченко- « Учимся говорить правильно»
  • И.В Скворцова-«Развивать речь ребенка» Издательство ОЛМА Медиа Групп.
  • «Дошкольная педагогига» ООО Издательство « Детство Пресс» №3, (2014г.)
  • Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., (2007г.)
  • Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  • Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.                                        
  • Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).


 

Изучение статей в журналах;

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • « Дошкольное воспитание»,
  • «Ребенок в детском саду»,
  • « Обруч».


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ» Веневский центр образования №1 И.И.Мусатова» структурное подразделение Д/С №5 « Сказочное приключение с Буратино» (занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии синквейна в образовательной области «Речевое развитие»)

Слайд 8

1. ? 2. Добрый, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает,. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки.

Слайд 9

1. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница.

Слайд 10

1. ? 2. Добрая, умная. 3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Конспект презентации педагогического опыта работы по теме: Развитие конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста во внезанятийной деятельности, посредством интегрированного пособия.

Цель: способствовать развитию конструктивных навыков  детей среднего дошкольного возраста при систематическом использовании интегрированного пособия во внезанятийной  деятельности....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...

Презентация на тему:«Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений с использованием моделирования»

  Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ...