Представление опыта работы по теме "Развитие мыслительных способностей детей старшей группы посредством интеллектуальных игр А.З.Зака"
материал (старшая группа)

Ольхина Наталья Юрьевна

Выступление в XV педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текс выступления24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных способностей детей старшей группы посредством интеллектуальных игр А.З. Зака.

Ольхина Наталья Юрьевна, воспитатель

МБДОУ №52 города Канска

Е-mail: delphin52kansk@mail.ru,

Тел. (39161) 6-36-52

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке.

Дошкольное детство - благоприятное время для развития мышления, как способности к совершению различных мыслительных операций. В это время решаются задачи подготовки детей к школьному обучению, в ходе которого ребенок усваивает логические понятия и конструкции, учится получать обоснованные выводы из имеющихся предпосылок и следовать правилам рассуждения.

Я, как педагог, разделяю эту точку зрения и считаю, что, развитием мыслительных способностей ребенка необходимо заниматься с ранних лет, чтобы в дальнейшем ему было легче переносить свой опыт на более сложные задачи.

В современном мире существует множество методик и программ по развитию интеллекта детей. Многие из них направлены на приобретение определенных знаний и умений. Мое внимание привлекла программа А.З. Зака «Будем смышлеными», направленная именно на развитие интеллектуальных способностей детей 5-6 лет, а также на развитие умения совершать мыслительные операции (анализировать, планировать, рассуждать), которые главным образом влияют на успешное дальнейшее обучение в школе.

   В своей группе в начале года, я провела тестирование детей на основе методики А.З. Зака, чтобы выявить уровень владения этими операциями. В результате диагностики было выявлено, что большинство детей не владеют понятиями, предлагаемые программой. В частности в играх на умение анализировать, только 10 детей из 25 отвечали на вопросы программы верно, остальным детям требовалась помощь при ответах на вопросы, в которых требовалось найти рисунок с такими же элементами (например: у какого башмака нет ничего общего с башмаком 11?).

Выполняя задания на умение планировать, большинство детей не испытывали трудностей при перемещении воображаемого объекта. С подобной игрой «Как гусеница и муравей в гости ходили» мы знакомились в средней группе. 16 детей из 25 с уверенностью и без ошибок отвечали на вопросы игры.

    В логических играх на умение рассуждать только 5 детей из 25 справились с заданиями.

Трудности детей, выявленные в результате проведенной диагностики, поставили передо мной цель развивать мыслительные способности дошкольников.

Задачи:

  1. Развитие мыслительных операций
  2. Увеличение объема внимания и памяти
  3. Совершенствования образного и вариативного мышления, фантазии. Воображения, творческих способностей.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию мыслительных способностей дошкольников будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

В программе «Будем смышлеными» собраны различные занимательные игры разного уровня сложностей. Задания, разработанные А.З. Заком, для детей разного возраста, требуют не угадывания, а логического рассуждения и имеют несколько вариантов решения, не ограничивающие умственные действия ребенка.

   Курс занятий составлен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес детей к интеллектуальным играм. Для этого на каждом следующем занятии ребенку предлагается формировать иное познавательное умение, а не то, которое предлагалось на предыдущем занятии, т.е. занятия чередуются. Например, занятие 1  направлено на формирование умения анализировать, 2- планировать, 3- рассуждать и т.д. Во вторых на занятиях, посвященных формированию одного и того же умения используются разные игры. В третьих каждый раз занятие проводится на разнообразном изобразительном материале.

При организации занятий, я стараюсь учитывать, в какой мере интересны ребенку занятия, и насколько быстро он утомляется от умственной деятельности.

Главное, не количество вопросов, проработанных на одном занятии, а то, насколько качественно это сделано, т.е. в какой степени самостоятельно и уверенно это делает ребенок.

   В рамках самообразования я составила план на год. Занятия провожу 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Для развития умения анализировать провожу  игры «Разное-одинаковое», «Такое –не такое». Обе игры чрезвычайно полезны для тренировки в выделении разных элементов в предложенных изображениях предметов. Благодаря такой тренировке, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.

Для развития умения планировать провожу игры «Шаг прямо», «Шаг наискось», «Шаг прямо - шаг наискось». В этих играх требуется перемещать воображаемого персонажа по определенным правилам.

Эти игры незаменимы для тренировки умения планировать, т.к. с одной стороны ребенку нужно действовать с воображаемым персонажем, т.е. мысленно. С другой стороны, необходимость соблюдать определенные правила побуждает ребенка управлять своими мыслями (слайд 6,7).

 Задания на перемещение воображаемого объекта, я  преобразовала в интересную форму и направила вопросы на развитие мышления на знакомый детям материал.  Игра «Прогулка по участку детского сада» применяется мной для вовлеченности детей, т.к. занятия с этим материалом знаком детям из занятий по программе «Развитие» в разделе ориентировка в пространстве. (СЛАЙД 8) Картинки, предложенные в программе, заменяю картинками с условными обозначениями объектов участка. Вовлечение детей обеспечивается воображаемой ситуацией, в которой дети прогуливаются по участку.

В конце занятий, предлагаю детям самим придумать загадку на перемещение (например: куда я попаду, если сделаю  2 шага прямо от веранды?). Находясь в позиции загадывающего у ребенка появляется возможность что-то придумать и вступить в активный диалог со сверстниками или воспитателем.

По этой же аналогии мной была создана игра «В гости к бременским музыкантам» (слайд 9) В этой игре воображаемый гость ходит только по прямым дорожкам, а бременские музыканты – это кружки разного цвета (заменители).

Уголок логики и математики пополнился этими играми, и находятся в свободном доступе.

Для формирования умения рассуждать предлагаются логические игры.

В них требуется делать вывод из суждений о расположении изображений на листе относительно друг друга. В играх для детей 5ти лет учитываются отдельные пространственные отношения изображений. К таким отношениям относятся: соседнее изображение, изображение, расположенное между другими, через одного от другого, ниже, выше другого, ближе, дальше.

(слайд 10)

С детьми, испытывающими трудности в определении пространственных отношений, проводила предварительную работу. Для этого использовала раздел «Когда ребенку трудно» в программе А.З.Зака. В этом разделе автор предлагает вопросы к рисунку «Фигуры, знаки» (СЛАЙД 11)

На основе этих заданий мной была создана игра с теми же вопросами, но на новом интересном детям материале с картинками «Морские обитатели». Вопросы направлены на поиск изображения по предлагаемому отношению и постепенно усложняются. За каждый правильный ответ, ребенок получает картинку с морским обитателем, количество полученных картинок определяет победителя, что побуждает ребенка ответить на большее количество вопросов. Игра может проводиться с подгруппой детей и индивидуально.

Таким образом, уникальная методика, направленная на развитие мыслительных действий реализована в новом формате, интересном и мотивирующем детей на решение более сложных задач.

Когда ребенок уверенно ориентируется в этих понятиях, можно начинать заниматься по основной программе.

В результате повторной диагностики в середине года, я выявила динамику развития детей в умении совершать мыслительные процессы. За основу я взяла те же вопросы из первых занятий, что и в начале года. С заданиями на умение анализировать самостоятельно справились 18 детей (в начале года 10), планировать 20 (в начале года -16), рассуждать-10 детей (на начало года-5 детей).

 В результате, я сделала вывод, что проведенная мной работа дала положительный результат:

  • Воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок.
  • Самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • Стремятся к достижению поставленной цели;
  • Умеют переносить усвоенный опыт на новые ситуации.
  • Дошкольники овладели простейшими операциями аналогии, анализа, сравнения.
  • Дети научились планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их.

Постоянная поддержка усилий ребенка и конструктивное, оптимистическое отношение к их результату является надежной основой достижения главной цели занятий - повысить уровень развития таких важных для будущего обучения познавательных умений, как умение анализировать условия разнообразных задач, умение планировать их решение и умение обосновывать способ их действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».

В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию.  Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...

Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

https://docs.google.com/presentation/d/1zmcMDA8kVIT061sjQKwUPLfwX3iHzB0s/edit?usp=sharing&ouid=117402203104264697524&rtpof=true&sd=true...