Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»
статья на тему

Обухова Светлана Сергеевна
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы катастрофически ухудшается здоровье детей. В связи с этим в Законе об образовании в Российской Федерации в статье 64 отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование обшей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_obuhova_s.s.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

опыта работы по теме:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

 Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы катастрофически ухудшается здоровье детей.  В связи с этим в Законе об образовании в Российской Федерации в статье 64 отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование обшей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одними из ведущих задач являются задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Образовательная область «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Определение понятия здоровый образ жизни разными авторами даётся по- разному. По определению Юрия Филипповича Змановского  здоровый образ жизни дошкольника – это совокупность ценностного отношения ребёнка к здоровью, его сохранению и укреплению, т.е культура здоровья рассматривается как часть общей культуры человека.

   Показателями  знания о здоровом образе жизни дошкольника являются:

Познавательная деятельность по освоению знаний о функционировании своего организма, изучению элементарных способов ухода за организмом, влиянию факторов окружающей среды на здоровье человека.

Прежде, чем приступить к работе над данной темой, мною была изучена психолого- педагогическая литература.

Образовательный процесс  формирования здорового образа жизни реализуется во всех пяти образовательных областях, т.к  здоровье это часть общей культуры человека.  

Новизна моей разработки заключается в том, было разработано перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни, разработаны проекты по данной теме, ситуационные задачи, разработаны конспекты занятий и переоборудована предметно- пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Была определена цель деятельности. Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:

1.Расширять представления детей о основах здорового образа жизни.

2. Обогащать опыт здоровьесберегающей деятельности.

3. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между поведением и здоровьем человека.

4. Обогащать опыт самостоятельного применения здоровьесберегающих знаний в практически ориентированной деятельности.

Работа строилась на основе следующих принципов:

  • Принцип учёта индивидуальных потребностей ребёнка. В процессе работы каждому ребёнку уделялось достаточно внимания для освоения новых знаний, выбора задания для совместного проекта, представление своих результатов.
  • Принцип доступности, предполагаюший адаптацию научных знаний об организме человека к специфике возрастных особенностей воспитанников.
  • Принцип последовательности и системности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания по тематическим неделям, возвращение к ранее пройденным темам в зависимости от уровня их индивидуального
  • принцип интегративности, предполагающий возможность использования ребёнком полученных представлений в разных видах детской деятельности.
  • принцип поддержания детской инициативы

 Работа осуществлялась по следующим этапам: исследовательский, организационный, заключительный. На первом этапе  проводилась педагогическая диагностика по  выявлению отношения ребёнка к своему здоровью, определение представлений дошкольников о здоровье и изучение здоровьесберегающей компентности ребёнка.

При проведении педагогического исследования использованы методические рекомендации к изучению уровня сформированности здорового образа жизни Деркунской.

Были выявлены следующие проблемы:

  1. У большинства детей отмечается неустойчивая мотивация к здоровье сбережению.
  2. Недостаточны знания о способах укрепления здоровья.
  3. Дети не умеют самостоятельно применять здоровьесберегающие знания в процессе решения игровых задач.

На основании полученных результатов и в соответствии с поставленными  задачами были определены основные направления работы с детьми

  • Развитие у детей интереса к тому, как устроен человек, способам укрепления своего здоровья и здоровья окружающих людей. Знакомство с факторами, влияющими на здоровье человека.
  • Обогащение эмоционального опыта взаимодействия с окружающим миром:, знакомство с разнообразным спектром эмоций, умение различать эмоциональное состояние человека, обучение элементарным способам регулирования своего эмоционального состояния.
  • Развитие коммуникативных навыков: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм и правил
  • Развитие умения ставить цели, определяющие правильную линию поведения с точки зрения здоровьесбережения и самостоятельно находить адекватные способы для её реализации.

Основным методом работы являлась проектная деятельность. Почему был выбран это метод?  Он  предусматривает совместное творчество ребёнка и взрослого, В ходе реализации проектов дети не получали каких- то готовых знаний от взрослых, а самостоятельно выбирали способы получения этих знаний. Предоставление пространства возможностей для поиска решений, как за счёт высказывания детей, так и за счёт многообразия вариантов, предложенных как одним ребёнком, так и подгруппой детей. Удерживание ребёнка в «проблемном поле», с тем, чтобы он начал в нём действовать, добивался результата. Метод проектной деятельности как нельзя лучше позволяет ребёнку реализовывать способы взаимодействия, учит согласовывать свои интересы с интересами сверстников. Когда заканчивается проект, ребёнок видит результаты своей деятельности и деятельности сверстников, испытывает чувство гордости от того, что цель была реализована.

Были разработаны следующие проекты:

«Как стать Неболейкой», работая над данным проектом дети систематизировали представления о способах укрепления здоровья, представляли свой опыт в виде лэпбуков  по одноимённому названию проекта.  

«Полезные и вредные продукты», в процессе работы дети дифференцировали полезные и вредные продукты, делали открытия: какие полезные и вредные вещества содержатся в продуктах, дифференцировали продукты с точки зрения их значимости для укрепления здоровья человека.

«Азбука здоровья»- совместно с детьми составили энциклопедию здоровья для детей старшего дошкольного возраста, в которой определены факторы, влияющие на здоровье человека (как положительные, так и отрицательные), способы укрепления здоровья, где акцент был сделан на организацию двигательной деятельности, соблюдение режима дня и правильное питание.

«Путешествие в страну Здоровья», проект был направлен на развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом, организации двигательной деятельности на прогулке не только в детском саду, но и дома с родителями, а также выполнение основных правил безопасного поведения.

1 этап- погружение в проект: постановка проблемы, связанной с формированием культуры здоровья  Определение цели проектной деятельности. Так Наташа, которая часто болела в беседе о том, что нужно делать, чтобы человек болел как можно меньше, выдвинула предположение, что все люди делятся на болеек и неболеек. Тогда мы с ребятами решили, что лучше быть Неболейками. А вот как стать Неболейкой, прищлось разобрать в ходе работы над проектом. Проект «Полезные и вредные продукты родился в процессе спора Саши и Данила, полезная картошка фри или вредная. Затем, когда знаний о здоровье человека накопилось достаточно, а у нас в группе есть самые разнообразные энциклопедии, я предложила детям составить энциклопедию здоровья. Мою инициативу поддержали и наачлась работа над проектом.  

2 этап – самый интересный этап работы- работа над проектом, воплощение идеи проекта. Если реализуя 1- й проект мы работали все вместе или по подгруппам, то в процессе реализации последующих проектов дети самостоятельно объединялись в микрогруппы, выбирали темы. Например, проект «Полезные и вредные продукты»: дети в микрогруппах изучали, почему молочные продукты являются полезными, когда их лучше употреблять в пищу. Другая подгруппа витамины, их значение, в каких продуктах они содержатся и т.д. Третья подгруппа детей составляла список вредных продуктов. Сделала открытие, что это самые вкусные продукты, но самые ненужные для организма. Работая над проектом «Путешествие в страну Здоровья», дети сами разрабатывали маршруты путешествий, выбирали объекты здоровья, рисовали их. По окончании работы над проектом представляли свои результаты. Это были презентации, которые дети составляли вместе с родителями «Что помогает нашему здоровью, а что его разрушает», «  оформление результатов деятельности

3 этап- представление результатов проекта: презентации проектов, изготовление лэпбуков, создание мини- музеев «Полезные и вредные продукты», представление разработанных маршрутов здоровья и т.д.

Решение ситуационных задач, связанных с проектной деятельностью:

В процессе проектной деятельности для активизации детей и направлении их на поиск решения были использованы ситуационные задачи или проблемные ситуации. Специфика их заключалась в том, что они имели ярко выраженный практико- ориентированный характер. Поэтому, решая данные задачи, дети использовали имеющиеся знания, умения и навыки, а с другой стороны, совершая поисково- практические действия, самостоятельно открывали новые знания. Например, почему нельзя есть много конфет, как лимон помогает тебе стать Неболейкой и т.д. Ситуационные задачи использовались разных видов

Задачи, направленные на ознакомление: с правилами здоровьесберегающего поведения, функционированием основных органов человека, влиянием отрицательных и положительных факторов на здоровье человека

Задачи, направленные на понимание здоровьесберегающей деятельности человека: объясни причины того, как нужно поступить, если человек болен; если ты остался дома один, если тебе хочется съесть вредный продукт. Что можно сделать в случае, если у тебя плохое настроение; если ты видишь, что кто- то поступает неправильно, покажи связь между тем, как ты одет и состоянием погоды, что будет, если не соблюдать правила здоровья, если неправильно питаться и т.д.

Задачи, направленные на применение полученных знаний в ходе проектной деятельности: моделирование ситуаций « Как поступить правильно», « Что нужно сделать, чтобы твои глаза были здоровыми», «Как можно заботиться о своей одежде» и т.д. ; проведение экспериментов, позволяющих определить чистоту воды, текущую их крана и т.д.

Задачи, направленные на анализ ситуации: составление правил здоровья, сравнение действий и поступков, группирование полезных и вредных продуктов

Задачи, направленные на оценку деятельности: какое из предложенных решений является самым удачным, как мы можем завершить наш проект, как узнать правильные выводы мы сделали или ошиблись.

Дифференцированный поход в процессе проектной деятельности

  • Учёт интересов каждого ребёнка. В процессе реализации проекта каждому ребёнку было предоставлено право выбора партнёров по реализации проекта, выбор своей части реализуемого проекта.
  • Выбор деятельности по реализации проекта с учётом потребности ребёнка: ребёнок сам решал, что он будет делать, нужна ему помощь взрослого или он справится самостоятельно.
  • Предоставление возможности представить результаты проекта. По окончании проекта обговаривали с детьми, как будем представлять данный проект: совместное это будет представление или индивидуальное.

 Изменение предметно- пространственной среды

  • Создание медиатеки по ознакомлению с организмом человека и здоровьесберегающим поведением
  • Совместно с детьми были разработаны правила здоровьесберегающего поведения
  • Как результат проектной деятельности появилась «Энциклопедия  здоровья»
  • Подобран дидактический материал по закреплению знаний детей о своём здоровье и способах его укрепления, а также выбор правильной линии поведения в разнообразных жизненных ситуациях
  • Был создан мини- музей «Полезные и вредные продукты», где дети представляли продукты, производимые в нашем Нижегородском крае, а также музей нетрадиционного физкультурного оборудования, которое можно использовать в подвижных играх, индивидуальной деятельности.
  • В течении всего года обновляется стенд  «Что нужно, чтобы стать Неболейкой», где дети размещают свои фотографии о том, как они играют около дома, посещают спортивные секции, выступают на соревнованиях, занимаются дома в спортивном уголке и т.д.

Работа не была бы столь эффективной, если меня не поддержали родители группы. Родители - это мои единомышленники, которые не только активные помощники, но и инициаторы многих начинаний. Работа над всеми проектами проходила с их непосредственным участием: они совместно с детьми составляли презентации, находили интересный материал по разрабатываемым проектам. Родители принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях, проводящихся в нашем учреждении. Делятся своим опытом семейного воспитания на родительских собраниях и конференциях.

Своим опытом работы делилась на Педагогических советах, открытых мероприятиях по организации проектной деятельности, совместно с детьми представляли результаты деятельности как для родителей. так и для педагогов дошкольного учреждения. Представляла материал на своём сайте. В рамках работы районной опорной площадки по теме: «Формирование социокультурных норм в образовательном пространстве ДОУ» представляла совместную деятельность с детьми по формированию культуры здоровья.

Результатами работы можно считать то, что у детей сформирован интерес к своему здоровью – 91%, дети не только имеют определённые знания о функционировании нашего организма, но и владеют элементарными способами его укрепления и предотвращения опасных ситуаций, которые могут встретиться в жизни. Дети научились применять здоровьесберегающие знания не только в процессе решения игровых задач, но и в игровой, бытовой и учебной деятельности.

Список  используемой литературы:

1. Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

3. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990

4. Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4

5. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994

6. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991

7. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. - М, Просвещение, 1995

8. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание №6, 1995

9. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002

10. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни

В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Многочисленные исследования учены...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Комплексная система познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленная на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Габоева Марианна Анатольевна.Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Гусалова Зарина Руслановна.Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ж...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе физкультурно-досуговых мероприятий»

В наше время сложилась такая ситуация, когда дети мало подвижны, а в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организм...

Опыт работы."Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе физкультурно-досуговых мероприятий."

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеет не только умственное развитие, но и физическое. В этом направлении в детском саду проводится большая работа как воспитателями, так и меня, ...