Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».
статья

Миронова Юлия Александровна

В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию.  Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ в группах старшего дошкольного возраста, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования согласно требованиям ФГОС является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в обществе.

Проблемой социально-коммуникативного развитии занимались  такие ученые как Н. С. Александрова, Т. А. Антопольская, И. С. Артюхова, Р. А. Валеева,  Т. В. Волосовец, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, З. И. Курцева, Ф. Л. Ратнер, И. В. Сушкова и др. Одной из современных технологий развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является квест-игра.

Проанализировав различную литературу по данной теме было отмечено, что, как и любая педагогическая технология, квест-технология имеет свою классификацию и принципы. Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что подчеркивает значимость и актуальность её для применения и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность исследования.  Современное общество живет в постоянно изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информатизации. Постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, что интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентоспособным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентоспособный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Такой односторонний взгляд родителей на развитие ребенка приводит к серьезным проблемам. Современный дошкольник испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми: ребенок затрудняется вступать в контакт по собственной инициативе, не может поддерживать и развивать его, выражать свои эмоции, сопереживать и определять эмоциональное состояние других людей, вследствие этого он замыкается или конфликтует.

Изучение и анализ литературы по данной проблеме определили противоречия между необходимостью практического решения проблемы в соответствии с ФГОС ДО и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. В существующих программах отсутствует научно-обоснованная технология, система решения данного вопроса.

Проблема исследования. На данный момент существует достаточное количество разработанных программ по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста, но форма организации и реализации данных программ в недостаточной степени актуальна и интересна детям и не всегда соответствует принципам и задачам ФГОС ДО. На мой взгляд, использование квест технологии в старшем дошкольном возрасте дает больше возможности для развития социально-коммуникативных способностей и формирования предпосылок учебной деятельности при взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Цель работы – разработка системы работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест-технологию и с помощью специально-организованного взаимодействия с детьми, родителями и педагогами.

 Гипотеза: развитие социально-коммуникативных способностей дошкольника в образовательном процессе будет более эффективна при применении «Квест – игры».

В связи с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Побуждать дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности  благодаря погружению в различные игровые ситуации.
  2. Расширять представления  о возможностях квест-игры.
  3. Обеспечивать интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
  4. Создавать развивающую предметно-пространственную среду для проведения квест-игры.
  5. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
  6. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста и апробировать данную технологию для старших дошкольников.

Условия проведения исследования: данное исследование осуществлялось в три этапа:

  1. Организационный этап (сентябрь-октябрь 2018года)- обнаружение проблемы. В данный период времени было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию.  
  2. Основной этап (ноябрь 2018 года – март 2019 года) - планирование и осуществление деятельности по решению проблемы.
  3. Заключительный этап (апрель 2019 года) – диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, которое подтверждает эффективность деятельности по развитию социально-коммуникативных способностей дошкольников через квест-игру.  

Инновация исследования состоит в том, что квест – игра это одно из интересных средств направленных на самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой,  физически здоровой,  с активной познавательной  позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательной деятельности нестандартна, увлекательна и интересна, ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов всех участников образовательного процесса. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.  

  1. Организационный этап (сентябрь-октябрь 2018года). Анализ результатов диагностики выявил определенные проблемы, и стало очевидным, что необходим поиск актуальных, эффективных приемов и создание оптимальных, благоприятных условий для развития социально-коммуникативных способностей дошкольников. На этом же этапе проходила организация соответствующей предметно– развивающей среды: подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.
  2. Основной этап (ноябрь 2018 года – март 2019 года). Был разработан план работы по развитию социально-коммуникативной сферы через квест-технологию по трем направлениям: дети, родители и педагоги. Слайд 9

Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест –игры.  За 2018-2019 учебный год я разработала и реализовала 6 игр с детьми старшего дошкольного возраста: «Приключенческие истории с Фиксиками», «Морское путешествие», «В поисках весны»,  творческий квест с дошкольниками "Путешествие в сказочную страну",  «Неболейка», квест-игра на прогулке «В поисках клада».

Первая квест - игра у нас состоялась в летний период. В которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. На память о нашей первой игре мы с ребятами создали красочный фотоальбом, с самыми яркими событиями прошедшей игры.

В конце зимы все дети находились в ожидании весны, это с подвигло нас к подготовке квест-игры «В поисках весны». Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу поиска было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Также я организовала и провела: семинар-практикум для воспитателей «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ», Мастер-класс для педагогов «5 шагов к освоении Квеста».

С родителями организовала и провела квест-игру «Куда пойдешь, то и найдешь!» и семинар – практикум « Как организовать «Квест» на даче».

Работа с родителями ведется в рамках просвещения в тесном взаимодействии с воспитателями по тематическому планированию, при этом формы взаимодействия самые разнообразные. Для организации квест-игры с родителями мы сначала разработали сценарий и паспорт квеста с набором заданий для родителей. Потом поместили объявление о предстоящей квест-игре в родительском уголке, желающие принять участие в игре, должны были подать заявки воспитателю. Затем мы провели инструктаж родителей по прохождению квест-игры.  Семьи, участники квест-игры, выполняли все задания и находили ответ на главный вопрос.

III. Заключительный этап (апрель 2019 года). Повторное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативной сферы свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении» и «умение взаимодействовать в группе». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.

Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.

Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.3 Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.

Огромным плюсом в проведении таких  мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, воспитатель по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель и родители). Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир квест-игр, развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Таким образом, предложенная система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию является эффективной. Квест-технология - актуальна не только в контексте требований ФГОС ДО, но и ФГОС начального образования, так как квест-технология развивает предпосылки учебной деятельности: умение ориентироваться по карте развивает зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве, саморегуляцию, которая будет необходима ребенку в школе.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ в группах старшего дошкольного возраста, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми....

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....