«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
материал по развитию речи (старшая группа)

Яковенко Иванна Васильевна

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспитателя по формированию речевых и социально-коммуникативных навыков и умений через разные виды игр в старшем дошкольном возрасте..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialno-kommunikat._navykov.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

Диалоговые, коммуникативные навыки:

-  вербальные (умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);

- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса.

Социальные навыки:

умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и незнакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

  • Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • Получать необходимую информацию в общении;
  • Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • Вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;
  • Отстаивать свое мнение;
  • Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
  • Уважительно относиться к окружающим людям;
  • Принимать и оказывать помощь;

Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности стараюсь включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей.   Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность  в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото,  домино, игры с правилами.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном  они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными . Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей  поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность  старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

ГБУ РК ОО КРЦ ППМСС

Дошкольное отделение

Презентация опыта работы

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Дата проведения 12.03.2017г.

Подготовила:

                                                                             воспитатель: Яковенко И.В.

с. Строгановка, 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Консультация для воспитателей : «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта работы)

Консультация  для воспитателей :«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта р...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...