Главные вкладки

    Консультация для воспитателей : «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта работы)
    консультация (старшая группа)

    Родионова Людмила Геннадьевна

    Консультация  для воспитателей :

    «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста».

    (из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация  для воспитателей :

    «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста».

    (из опыта работы)

       Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано совершенствование речи. В процессе совместной работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

      Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям - это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    С помощью театрализованной деятельности мы стараемся формировать опыт социальных навыков, ведь каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такому сравнению с полюбившимся образом позволяет нам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

    Начиная работать с детьми, в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние, мы используем: наблюдение, эксперимент, проективные рисуночные тесты. Регулярное наблюдение за детьми позволяет нам достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии со сверстниками, взрослыми, в процессе организованной и самостоятельной деятельности, при проведении отдельных режимных моментов.

    Мы свою  работу выстраиваем  по принципу от простого к сложному, где целью театрализованной деятельности является формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

     Основные задачи театрализованной деятельности :

    -приобщить детей к миру игры и театра,

    -развить потребность в активном самовыражении, в творчестве,

    -формировать и развивать коммуникативные умения детей.

    Содержание театрализованных занятий включает в себя:

    • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    • игры-драматизации;
    • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
    • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

    —упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

    В своей работе мы  используем следующие формы  театрализованной деятельности:

    -упражнения и разминки,

    - игры –хороводы,

    -театрализованные этюды,

    -фольклорные произведения,

    - игры-занятия.

    Каждую из них строим таким образом, чтобы стимулировать двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей.

    Упражнения и разминки требуют активного движения, но обязательно с постановкой взрослым художественных задач, использования образных сравнений.

    Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы в основном на выразительное инсценирование текста.

    Театрализованные этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в героя. Это эмоционально-игровые ситуации, в которых дети могут почувствовать себя в образе какого-либо персонажа. Обычно этюды сопровождаются музыкой.

    Значительное место в работе мы отводим произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей, животных, птиц, игрушек).

    В играх-занятиях нами собран примерный игровой материал, который может использоваться вариативно, заменяться один другим, если это не противоречит задачам конкретного занятия и не нарушает последовательность в изучении материала. Одно занятие можно разделить на два-три по желанию педагога, с учетом особенностей группы детей. Игры-занятия можно проводить в любое свободное время в течение дня. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком не носило формальный характер.

    №15 Подготовку к театрализованной деятельности детей проводим  в несколько этапов. Вначале выразительно читаем произведение, а затем проводим по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашиваю у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом  легче  инсценировать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

    Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

    Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

    Вначале фрагменты из сказок мы используем как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    Решению задачи ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е.Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), беседы по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда...» и т.д.

    Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался волка и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

    Таким образом, театрализованные занятия включают как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

    Условия способствующие успешному развитию театрализованной деятельности являются:

    —поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

    • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
    • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

               В группе для развития коммуникативных способностей мы создаём такие  условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

    Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

     Мы стараемся привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

    Таким образом, развитию коммуникативных и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

    В дальнейшем в своей работе планируем более широкое использование информационно - коммуникативных технологий  с целью повышения  своего педагогического мастерства, современных форм работы с родителями и воспитанниками, создание мультимедийных презентаций по данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

    Консультация для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ вне занятий"

    Отчет за I полугодие 2016/2017 академического года по работе с детьми старшей "В" группы МДОБУ "ЦРР - детский сад №5 ЛГО" по социально-коммуникативному развитию детей вне занятий....

    Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

    В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

    Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

    На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

    «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников."

    Дошкольный возраст-  уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуаци...