Главные вкладки

    Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
    материал (старшая группа) по теме

    Янбулатова Елена Николаевна

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_iz_opyta_raboty_docx.docx749.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104»

    Использование проектной деятельности

     в социально-личностном развитии

    детей старшего дошкольного возраста

    (из опыта работы  воспитателя

    старшей группы Янбулатова Е.Н.)

       В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Проблема социализации детей встала особенно  остро в связи с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

          Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является  периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине и  преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

         Таким образом, проблема приобщения к социальному миру и поныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка, а значит, является актуальной в работе любого дошкольного учреждения. Мы тоже поставили перед собой цель: определить педагогическую модель, способствующую социально-личностному развитию дошкольников.

         Для этого мы предприняли поиск оптимальных методов педагогического воздействия на социальное развитие дошкольников, адаптацию методов с целью формирования навыков социального поведения и организацию педагогического эксперимента по внедрению современных образовательных технологий.        

    Изучив труды ученых-психологов Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,  и педагогов  К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,   мы нашли подтверждение, что дошкольный возраст является сенситивным периодом, в котором закладываются истоки нравственности.

           Изучив  современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связанным с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова, Н. А. Рыжова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова, Н. Е. Веракса), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт),  мы пришли к выводу, что:  проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.

            Остановимся подробнее на одном из современных инновационных методов обучения - проектной деятельности. Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

             Он расширяет  интеллектуальную сферу детей, обогащает их  чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, формирует  свои ценностные ориентации. На занятии создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

          Метод проектов с учетом психолого-физиологическиех особенности детей может быть адаптирован ко всем возрастным группам, но особо эффективен он  в работе со старшими дошкольниками.

         Он позволяет одновременно обеспечить как развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков,  а также развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями неопределенности).

          Применение метода проектирования является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании. Индивидуализация образовательного процесса предполагает, что дети, занимающиеся в одной и той же группе, делают разное. Метод проектирования позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

             Метод проектов в  нашей старшей группе реализуется с начала учебного года.

        Началом нашего проекта послужила выставка «Дары родного края». Данная выставка устраивается ежегодно в детском саду осенью.

        Дети с родителями в рамках этих выставок составляют натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д.

         На выставке в этом году особое внимание детей привлек богатый урожай овощей. Мы увидели, что детей  заинтересовало, почему в Мордовии растет так много разнообразных овощей и предложили им найти ответ на данный вопрос. Так возник педагогический проект «Мой любимый край, мой любимый город».

      Педагогический проект «Мой любимый край, мой любимый город» рассчитан на 2 учебных года (старшая и подготовительная к школе группа)   Работа носит интегрированный характер. В течение года в рамках проекта мы играем, экспериментируем, читаем, сочиняем собственные рассказы, проводим исследования в детском саду и дома, организуем выставки – словом, наша жизнь наполнена творчеством.

    Цель проекта:  Формировать знания детей старшего дошкольного возраста о родном крае и городе.

    Задачи проекта:

    1. Познакомить детей с культурой и традициями Мордовского края.
    2. Обогатить знания детей о флоре и фауне Мордовского края.
    3. Познакомить с именами тех людей, кто прославил Мордовию.
    4. Обобщить знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
    5. Развивать навыки исследовательской деятельности и оформлять полученные результаты в логический вывод.  
    6. Развивать навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности.
    7. Развивать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.

      Мы предполагаем,  получить следующий результат:

          Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о родном крае и городе, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовский край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, научатся работать в коллективе, уважая интересы сверстников, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

       

    Условия, определяющие итоговый результат будут следующие:

    1. Итоговая диагностика, где дети покажут свои знания о родном крае и городе.

    2. Уровень развития умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь друг другу.

    3. Творческая активность детей при участии в выставках, конкурсах, мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

    Проект  реализуется в несколько этапов:

    1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

    2. Организация исследования в рамках проекта.

    3.  Диагностика и оценка полученных результатов.

    4. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.

    Рассмотрим подробнее этапы реализации проекта:

    Этап I

    Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

        Проблема исследования определяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

          Исходя из рассмотренной выше проблемы, которая возникла в ходе организации выставки, мы выдвинули следующую гипотезу: Мордовия — сельскохозяйственная республика. Климат Мордовии благоприятен для выращивания овощей. В Мордовии трудолюбивый народ. Люди выращивают множество видов овощей, делают из них полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья.

          В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы, а именно изучение климата и жизни населения мордовского края.

    На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования.

    В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

     — коллекция;

     — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

     — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;

     — придуманные и созданные детьми игры и пособия.

    В нашем случае это была выставка рисунков и поделок «Красота родного края»

    Этап II

    Организация исследования в рамках проекта.

    На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

     1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

     В рамках этого вида деятельности мы использовали следующие формы работы:

    — непосредственно- образовательная деятельность;

    — познавательные беседы;

     — чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

     — подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток.

     — экскурсии. 

    2. Творческая познавательная деятельность детей представляет собой:

     —организацию совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

     — подготовка спектаклей;

     — организация викторин;

     — художественная деятельность.

    Этап III

    Для диагностики и оценка полученных результатов будут использованы следующие методы:

    - Наблюдение за детьми  в их свободной деятельности.

    - Беседа о Мордовском крае: географическое расположение, природные богатства, растительность и  животный мир Мордовии. 

    - Дидактические игры, позволяющие определить  уровень сформированности характерных знаний о символики Мордовии, о культуре и традициях мордовского  народа, достопримечательностях   родного города и т.д.

      Этап IV.

    Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей, проведение которой тщательно продумывается.

     Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

     — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

     — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

     — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

     — музейные экспозиции;

     — театрализованные представления, кукольные спектакли.

     Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

              За время работы наш долгосрочный проект «Мой любимый край, мой любимый город» вылился еще в несколько кратковременных проектов – «Родная сторона»,  «Дружная семья», «Герб группы», а также в проекты одного дня ««Откуда берутся молочные продукты», «Тавлинская игрушка».

        На первом этапе нашей работы было решено создать копилку познавательной информации. Совместно с родителями мы организовали выставку книг: “Родная сторона”. Собрали фотографии, буклеты, вырезки газет о Мордовии, читали сведения из энциклопедий об истории возникновения Саранска, составляли творческие рассказы о любимых уголках города.

         Договорились, что дети будут делиться полученными сведениями друг с другом. Нашей же задачей было поддерживать интерес детей к данной теме через поисково-познавательную деятельность детей (опытно-экспериментальную деятельность, коллекционирование, путешествия по карте)  

           Интересно для детей прошли беседы и серия познавательных занятий по ознакомлению детей с символикой родного края  и города, достопримечательностями города и т.д. Мы использовали разнообразные виды работы: дети лепили, рисовали, отображали в тестопластике главные фонообразующие детали герба и флага Мордовии и Саранска, разрабатывали герб нашей группы.

         Изучение особенности архитектурных сооружений г. Саранска велось в ходе экскурсий, в том числе и виртуальных, занятий, на которых дети не только знакомились с городом, в котором живут, его историей, но и сами работали в роли экскурсоводов.

       Успешная социализация ребенка в коллективе зависит от отношения ребенка к семье. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта «Дружная семья».

        Рассмотрев понятие «Семья» через социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны; логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, и художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни мы закончили  проект продуктивно-творческой деятельностью, а именно составлением совместно с родителями генеалогического древа семьи, а также альбома с гербами семьи.

         Работа по данному проекту еще не окончена. Но можно сказать о первых результатах:  разносторонняя работа объединила  педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности.

       Участие в проектной деятельности дало возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

        Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии потребовали для их реализации от нас иного похода, что, привело к стремлению постоянного повышения профессионального мастерства и собственного творческого потенциала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непрерывная образовательная деятельность. Образовательная область- «Познавательное развитие». Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны». Старший дошкольный возраст.

    Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что вос...

    выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»

    выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности  в социально - личностном  развитии детей»...

    Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»...

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия) по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку».

    Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста .Тема: «Помощь солнышку»....

    Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста».

    Консультация для воспитателей«Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста».  Естественное желание каждого человека — быть...

    Консультация «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»

    Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социально...

    Знакомство со свойствами неживой природы с детьми старшего дошкольного возраста Картотека опытов в старшей группе

    laquo;Летающие семена»Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить п...