выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»
консультация на тему

Габидуллина Алевтина Альбертовна

выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности  в социально - личностном  развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_skr.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                ДЕТСКИЙ САД №1 С.СТЕРЛИБАШЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА                                                                                                                                                        СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

«Использование проектной деятельности
в социально - личностном

развитии детей»

                                                             подготовила: Габидуллина А.А.

2018г.

    Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

    Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

   Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

  Актуальность

   Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка - дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

  Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Работая по традиционной программе М.А.Васильевой, решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

   Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

   Проведя диагностику, пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей.

    Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

   В нашем дошкольном учреждении на протяжении последних  лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

   Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.

    Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект «Огород на окне». Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.                                    Цель:
     создание условий в группе для развития познавательного
интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в
практическую деятельность по выращивание культурных огородных растений.                                                                       Задачи: Учить детей ухаживать за огородными растениями; дать наглядное представление детям о потребностях растений в свете, тепле, влаге, почве для роста растений; развивать познавательные и творческие способности детей; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

   На первом этапе с помощью родителей собрали коллекцию семян, подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда. Сделали подборку дидактических игр, стихов, загадок об овощах. Рассматривали иллюстрации овощных культур. На втором этапе были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- проращивание семян гороха, в вате между призрачными плоскостями.
  Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.

Социально – коммуникативное развитие: д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Что растет на огороде», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Отгадай по вкусу». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

  Развитие речи: проводила беседы по теме «Какой вырос урожай», « Что растет у вас на огороде». Составили описательный рассказ на тему: « Как мы выращивали овощи», «Мои любимые овощи».

   Конечно же, читали художественную литературу: Я. Тайц «Послушный дождик»,
Ю. Тувим «Овощи» и др. Рисовали, лепили, делали аппликации.

    В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, была организована выставка работ.

     Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с семьей, сплочении взрослого и ребенка.

    Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно начинать в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.     Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, а в нашем детском саду все условия для этого есть, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Именно с этой целью я со своими детьми разработала и реализовала проект «Моя семья».

    Проект «Моя семья». Цель проекта: формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях, а также расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:
1.Закрепить у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Дать представления о родственных отношениях.
3. Закрепить представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Обыгрывали сюжетно ролевые игры «Семья», «К нам гости пришли». Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. В конце нашего проекта была устроен конкурс детских работ в которой участвовали дети и родители на тему: «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысилась. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность и социализация не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка. Общая стратегия работы заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу.

Работа по созданию нормотворчества основывалась на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты детей характеризовались столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

   Реализуя проектный метод, я отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

   Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

   Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

   Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

    Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.

    Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

   Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми.

    Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, мы можем сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте начинают складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.  Мой данный проект  на тему «Пусть миром правит доброта» решает актуальные проблемы социально-коммуникативного развития. В реализации этого проекта мы руководствовались следующими принципами в педагогической деятельности: Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Учили детей способам и формам выражения доброты друг к другу, к родным, знакомым и незнакомым людям, к животным и растениям. Говорили о том, что доброта проявляется через поступки, слова, мысли. Все мероприятия были направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за успехи другого. Помогали детям осознать ценность своих поступков.

На первом этапе  изготовили  дидактические,  сюжетно – ролевые игры, подобрали художественную литературу. Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте. Ввелась работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Провела организационно- образовательную деятельность «В мире доброты».

Большое внимание формированию у детей представлений о добре и зле было уделено на примере сказок, которые знакомили детей с понятиями «Хорошо - плохо», «Правда – ложь», «Добро – зло». Детям были предложены различные проблемные ситуации, из которых они искали выход: «Как можно помочь товарищу в трудную минуту?», «Какие слова надо сказать, чтобы поднять настроение?», «Почему не любят злых людей?», «Если бы в сказке Волк стал добрым, чтобы он сделал?». Читали детям стихи, рассказы, сказки: . Мошковская «Вежливое слово», С. Я. Маршак «Пускай беда нам, тяжела», «Баба Яга и Машенька», К. Чуковский «Айболит», «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Мансийская народная сказка «Гордый олень».Читали и объясняли смысл пословиц и поговорок о доброте.  Беседы на тему: «Дружба творит чудеса», «Давайте никогда не ссориться», «Долг платежом красен». Рассматривали альбомы: «Эмоции», сюжетные картинки, книги и альбомы о дружбе, доброте, справедливости. С/р игры «Семья», «К нам гости пришли», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Драматизация сказки «Теремок». Изготовили «Цветок добра», который вместе с детьми подарили сотрудникам нашего детского сада ,взрослые  с улыбкой  откликались на пожелания детей. Эти цветы добра веселила и радовала как детей, так и взрослых.

В коллективной работе по нетрадиционной технике рисования дети с удовольствием рисовали ладошками «Дерево Добра». Слушали с детьми музыкальные произведения: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок».

Дети не только говорили о доброте. Но и сами совершали добрые дела: лечили книжки - «Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг, ухаживали за комнатными растениями, помогали младшему воспитателю поддерживать порядок в группе, в сервировке стола, мальчики помогали девочкам спускаться по лестнице, а девочки помогали мальчикам приводить себя в порядок. Поэтому «Сундучок добрых поступков», который был изготовлен в начале проекта ощутимо пополнился- «сердечками».

Хочется подчеркнуть важность проведения таких дней – дней Доброты. Они помогают воспитанию сочувствия, отзывчивости, гуманности, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Это, конечно, не значит, что воспитывать в детях доброту надо только в специально отведенное для этого время. Конечно, нет! Это кропотливая, ежедневная работа, требующая от самих педагогов обладания эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, умения вовремя прийти ему на помощь. Важно обращать внимание детей на то, что они чувствуют, когда совершают добрые поступки сами, и что чувствуют, когда по отношению к ним кто-либо совершает что-то доброе. И, конечно, чем больше добрых слов говорят взрослые, общаясь с ребенком, тем легче и быстрее дети начинают пользоваться этими словами при общении друг с другом. ЧЕМ БОЛЬШЕ В МИРЕ ДОБРОТЫ, ТЕМ СЧАСТЛИВЕЙ Я И ТЫ!

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно - активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой.

     

   Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

   Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Цели и задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

В конспекте освящены задачи трудового воспитания дошкольников в контексте ФГОС по возрастным группам, обозначены виды труда, а также компоненты трудовой деятельности....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».

Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданск...