Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии
опыты и эксперименты по теме
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Белочка» г. Нурлат Республики Татарстан»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Воспитатель: Дарьина С. Г.
Воспитатель 1 кв. категории.
г. Нурлат
Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего мартовского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет.
По мнению Н.Н. Поддъякова, занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одарённости) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности необходимо использовать проектно-исследовательскую технологию, на основе которой создать систему работы, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направленых на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиске. Все это, помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вся работа строится на следующих принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
- развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
- научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
- развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
- повысить уровень коммуникабельности
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления, открытое занятие.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраст.
В этом году мы решили взять позновательно исследовательский проект « Магнитная головоломка»
Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда дети подходили к магнитной доске и начинали двигать магнитными держателями. Сначала детей занимали сами игры, но потом стало интересно, почему всё так прочно держится. И так, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе.
Цель проекта: изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.
Ожидаемый результат:
Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности, выстраивать игровое действие, сопровождая его речью. Уметь самостоятельно работать в коллективе, стремиться к познанию, размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой ответ.
Наш проект состоит из 3 этапов:
1 этап. Подготовительный
Мы знакомились с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.
- подбор методической, художественной и детской литературы;
- пополнение развивающей среды:
Создан мини – музей магнитов «Страны и города нашей планеты».
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта ;
- разработка занятий, определение тематики бесед;
- тематическое планирование.
2 этап. Практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:
1. работа воспитателя с детьми
2. взаимодействие с родителями
3 этап. Заключительный
- Оформление мини музея магнитов «Страны и города нашей планеты».
- Проведение итогов мероприятий;
- Анкетирование родителей по теме «Магниты»;
- Определение результативности проекта;
- Презентация « Магнитная головоломка»;
- Создание магнитного театра «Маша и медведь»;
- Настольно-дидактические игры с использованием магнитов.
Итак Главный итог работы для ребенка:
Ребёнок провёл настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки её проведения. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Список используемой литературы
- Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
- Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...
Выступление на педагогическом совете на тему «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Из личного опыта работы....
Доклад на педагогический совет на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...
выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»
выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...
Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
Выступление на педагогическом совете на тему: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Н...