Выступление на педагогическом совете на тему: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности
материал

Вероятнова Татьяна Алексеевна

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Выступление на педагогическом совете «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно – эстетическому развитию» на тему:

Использование художественного слова

на занятиях по изобразительной  

деятельности

25 февраля 2021

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

         Воспитатель учит детей эмоционально воспринимать окружающее, расширять и углублять представление о предметах и происходящих явлениях.

 Задачи каждого воспитателя – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации. При обучении дошкольников изобразительной  деятельности, особая роль отводится художественному слову, которые рассматриваются в педагогике как один из приемов словесного метода.

         Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. В процессе восприятия художественной литературы у детей развивается интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

 Правильное использование на занятиях по изобразительной деятельности сказок,  стихов,  загадок,  потешек открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения, Конкретность и эмоциональность литературных образов, их живость способствуют возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и определенных индивидуальных ассоциаций.

Поэтому, развивать у детей способность восприятия художественного воспитания необходимо.

 Опыт работы раскрывает многогранность использования художественных произведений на занятиях по изобразительной деятельности. Прежде всего необходимо заранее определить целевое назначение использования художественного слова и связать это с программным содержанием конкретного занятия.

 Как методический прием художественное слово можно применять в ходе всего занятия – в начале или в конце деятельности детей.

 Вот некоторые варианты использования художественных произведений:

Старший дошкольный возраст.

1. Сообщение темы занятия посредством загадки, потешки или отрывка из стихотворения.

Перед детьми ставится задача отгадать, кого / или что/ они будут сегодня рисовать. В этом случае необходимо подобрать такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа или /явления/, который дети должны  угадать и передать в своих работах.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. /зайка/

Зайчик маленький в лесу

Очень всех боится.

И хитрющую лису,

И любую птицу.

Он от страха так дрожит,

Что кусты шатаются.

Очень сложно зайке жить,

Так он всех пугается! / стих/

Лады-лады ладыньки в огороде заиньки.

Зайки травку едят, на ребят они глядят. / песенка-потешка/

В начале занятия детям предлагается прослушать художественный текст, в котором говорится о том, кого /или что/ они будут сегодня рисовать. Затем зачитывается отрывок из прозаического или стихотворного произведения или потешка, в которых дается описание конкретного образа или явления. После чтения текста воспитатель еще раз уточняет, что дети будут изображать.

В этом варианте не должны использоваться беседы, отвлекающие внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

Расти, расти, яблонька подрастай!

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, ярче грей

Созревайте, яблоки, поскорей

/ Н.Забила./

После чтения этого четверостишия ребятам дается задание нарисовать яблоню так, как они ее себе представляют по стихотворению.

Художественный текст, следует подбирать с учетом вида изобразительной деятельности.

Например: на занятиях по рисованию важно подчеркнуть не только форму, величину, характерные детали предмета, но и цвет.

Хожу в пушистой шубке,          

Живу в густом лесу.                    

В дупле на старом дубе        

Орешки я грызу.  /белка/        

Художественный текст может быть дан как основная тема для изображения. В этом случае детям предлагается послушать потешку, стишок, отрывок из произведения, а затем нарисовать про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно быть достаточно конкретным, а описание образным.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. /Ежик/

2.Использование художественного слова для более эмоционального восприятия объекта перед его непосредственным изображением воспитатель показывает игрушку, предмет быта и т.д.

Например: воспитатель показывает яблоко и предлагает послушать следующий текст:

 « Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто.

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось

Видны семечки насквозь» /А.С.Пушкин/

Слушая текст дошкольники стараются найти  в предмете те же признаки, детали, о которых говорится в стихотворении, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенные эмоциональные отношения.              

3. Художественное произведение может быть использовано с целью активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений на экскурсиях, целевых прогулках, на участке где играют дети и т.д. Под влиянием выразительного текста дети заново испытывают чувства, которые возникли у них при непосредственном контакте с объектом наблюдения. С помощью вопросов / а их надо продумать заранее, воспитатель активизирует мышление детей, конкретизирует их представления. На занятии по рисованию, например на тему « Прогулка по парку», в процессе беседы о том, что ребята видели во время экскурсии, воспитатель может использовать поочередно несколько четверостиший, загадок.

По дереву стучу

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой-

Червячок-то будет мой! /Дятел/                                                                                                                                                                

4.При обучении и сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов, художественное слово можно использовать несколько иначе.

Чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, иногда достаточно провести короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогают детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят. Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок» воспитатель уточняет с какими животными встретился колобок, какими их себе дети представляют /добрые, злые, добродушные, хитрые и т.д. А затем предлагает нарисовать встречу колобка с любимыми животными.

Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.

5.Менее широко используется художественное слово в процессе выполнения задания. Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает что ему делать дальше. Воспитатель, стараясь не мешать другим детям читает ребенку стихи.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.  /И.Суриков/

Ребенок оживляется: он представил себе, как идет снег и начинает дополнять свой рисунок.

6.Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по изобразительной деятельности. Потешки ,стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие , подвести работу к логическому завершению.

Таким образом, при умелом руководстве художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»

выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности  в социально - личностном  развитии детей»...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...